Старая версия сайта
Личный кабинет

10. Вами предложено использовать для привлечения общественности к участию в расширении дополнительных образовательных услуг различные коллегиальные органы. Зачем нужны различные варианты?

В период с 2006 г. по настоящее время в результате реализации комплексных проектов модернизации образования первоначально в 31 субъекте РФ, затем в итоге других ФЦПРО, в подавляющем большинстве общеобразовательных организаций были созданы и функционируют органы, наиболее полно реализующие принцип государственно-общественного управления на уровне образовательной организации – управляющие советы. Во многих регионах был осуществлен перенос модели управляющего совета в образовательные организации дошкольного образования. Так, например, около 25% дошкольных образовательных организаций г. Москвы создали управляющие советы. Аналогичный опыт встречается в дошкольных образовательных организациях и в других субъектах РФ.

Коллегиальный орган управления образовательной организацией с наименованием «управляющий совет», наряду с другими коллегиальными органами, предусмотрен п. 4 ст. 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г. Процедуры создания, структурно-функциональный состав и другие существенные вопросы деятельности управляющего совета описаны в Письме Минобрнауки России № 14-51-131 от 14.05.2004 г.

С 1999 года в общеобразовательных организациях и организациях дошкольного образования активно создавались коллегиальные органы с наименованием «попечительский совет». Такой орган также отнесен п. 4 ст. 26 закона к коллегиальным органам управления образовательной организации. Как правило, в общеобразовательных организациях с созданием управляющего совета, ранее созданный попечительский совет ликвидировался, а его функции переходили к управляющему совету. Хотя имели место и случаи сохранения этого органа и сосуществования его наряду с управляющими советами. Многие образовательные организации дошкольного образования, не создававшие управляющих советов, также сохранили этот коллегиальный орган, основные задачи деятельности которого сводятся к участию общественности (в основном родительской, но иногда и иных физических и юридических лиц) в формировании дополнительных ресурсов образовательной организации из внебюджетных источников, в частности, на условиях организации благотворительной деятельности в пользу образовательной организации.

Еще одним органом, имеющим потенциал привлечения родительской общественности к развитию деятельности образовательных организаций общего и дошкольного образования в сфере дополнительного образования детей, является давно известный и апробированный родительский комитет. Теперь п. 6 ст. 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г. он назван «совет родителей» - представительный орган, создаваемый «в целях учета мнения родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся … по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы…». Эти органы остаются актуальными как в общеобразовательных организациях, наряду с управляющими советами, так и в образовательных организациях дошкольного образования (особенно в случаях, когда там не создаются управляющий или попечительский совет). Эту особенность дошкольных образовательных организаций мы отмечаем в процессе рассмотрения вариативности реализуемых моделей содействия органов государственно-общественного управления расширению охвата детей программами и услугами дополнительного образования.

О модели государственно-общественного управления образованием, способствующей повышению охвата детей программами дополнительного образования в образовательных организациях, в т.ч. дошкольного образования необходимо пояснить следующее.

Необходимо с самого начала отметить, что разработанная, внедренная и апробированная в тех или иных допустимых и возможных вариантах с 2004 года модель государственно-общественного управления образованием не требует каких-либо существенных доработок, изменений и дополнений в части структурной организации в связи с постановкой задачи расширения ее возможностей содействовать охвату детей программами дополнительного образования в образовательных организациях, в т.ч. дошкольного образования. Для каждого из вариантов реализации модели государственно-общественного управления образованием в реальную и действующую систему государственно-общественного управления на уровне образовательной организации или на муниципальном уровне достаточно внести соответствующие дополнения в функциональный состав уже действующих коллегиальных органов в образовательных организациях и общественных советов на муниципальном уровне, что расширит функции и даже полномочия указанных органов и будет способствовать привлечению их и, через них, широкой общественности, к управлению процессами расширения охвата детей программами дополнительного образования в образовательных организациях, в т.ч. дошкольного образования.

В вопросах собственно модельного подхода к описанию вариативных систем государственно-общественного управления образованием сложились два подхода. Первый из них рассматривает государственно-общественное управление только в части встраивания его механизмов системы управления образовательной организацией, муниципальными и региональными системами образования. Существует и другой, более широкий угол зрения на моделирование государственно-общественного управления образованием.

С содержательной стороны он исходит из максимально широкого определения понятия «государственно-общественное управление», данного А.М. Моисеевым еще в 2006 г.: «Это – особый тип управления, характерной чертой которого является постоянное ответственное участие и взаимодействие в управлении образованием субъектов и их органов, с одной стороны, выражающих и представляющих интересы, политику, гарантии и компетенцию государства в области образования (федеральные, региональные органы государственной власти и управления, их органы управления образованием, а также в части полномочий, закрепленных за ними законодательством в области образования, органы местного самоуправления и руководители подведомственных им образовательных учреждений), с другой стороны, выражающих и реализующих интересы общества, населения. Государственно-общественное управление образованием может осуществляться путем создания как раздельных, но взаимодействующих, органов и форм государственного и общественного управления образованием, так и путем создания совместных органов и форм государственно-общественного управления образованием».

Из этого определения следует, что государственно-общественное управление образованием становится фактическим социальным и правовым феноменом только в его институциональной форме – в форме организационно выстроенной системы государственно-общественного управления образованием. Под такой системой, следуя содержанию данного определения, необходимо понимать систему организационных форм, функций и процедур их реализации на всех уровнях управления образованием, обеспечивающих координацию деятельности, взаимодействие и совместную деятельность в области управления образованием органов государственной власти и органов управления образованием, органов местного самоуправления, подведомственных им образовательных учреждений с гражданскими объединениями и гражданами, осуществляющими деятельность и реализующими свои цели и законные интересы в системе образования.

Объектом управления системы государственно-общественного управления становится в таком подходе не только сеть государственных и муниципальных образовательных учреждений (в которых общественное участие в управлении обеспечено коллегиальными органами с управленческими полномочиями и представительными органами участников образовательных отношений), но и вся система отношений, взаимодействия и совместной деятельности государства, местного самоуправления и общества в лице граждан и их объединений в сфере образования, т.е. вся система образования. Включение в систему образования также и «организаций, осуществляющих обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования» без указания их формы собственности, а также «объединений юридических лиц, работодателей и их объединений, общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования» (статья 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 г.), то есть общественных субъектов в предусмотренных законодательством организационно-правовых формах юридических лиц, позволяет нам обоснованно и правомерно следовать по второму из указанных выше варианту подхода к моделированию систем государственно-общественного управления именно в системе образования, а не только внутри образовательной организации или органа управления образованием муниципального или регионального уровней.

В таком подходе структуры государственно-общественного управления внутри образовательной организации, при органах управления образованием различных уровней, следует рассматривать не как альтернативу, а как структурные элементы более широкой системы государственно-общественного управления в сфере образования. Тогда используемый нами более широкий подход позволяет представлять общую, интегральную модель государственно-общественного управления в сфере образования, в рамках которой возможна и допустима ее частичная, фрагментарная реализация отдельных структурных подсистем:

только государственно-общественное управление внутри образовательной организации, или государственно-общественное управление внутри системы управления образованием в муниципальной образовательной сети,

или государственно-общественное управление взаимодействием и совместной деятельностью образовательной организации или нескольких образовательных организаций с негосударственными (общественными) субъектами в той или иной организационно-правовой форме юридических лиц,

или модель системы, включающей в себя одновременно два или все возможные подсистемы государственно-общественного управления государственным и муниципальным образованием и взаимодействием и совместной деятельностью государственного и муниципального образования с общественными субъектами, действующими в сфере образования (не только частные образовательные организации, но и иные общественные объединения и некоммерческие организации без функций образовательной деятельности, но способствующие образовательной деятельности помощью ресурсами материального и нематериального характера, осуществляющие другую деятельность, способствующую образовательной деятельности.

Эксперт: к.псих.н. Косарецкий С.Г.

Задать вопрос

Обновить