Личный кабинет

12. Возможно ли привлечение общественности к участию в управлении и в реализации дополнительных бесплатных образовательных программ и услуг?

Да, естественно, и такую организационную модель мы предлагаем в первую очередь. Это - участие управляющего совета (иного коллегиального органа) в создании условий для формирования и расширения перечня программ дополнительного образования, реализуемых образовательной организацией за счет средств бюджета.

Такая модель может быть реализована в муниципальных образованиях, где предусмотрены бюджетные расходы на исполнение обязательств по отношению к членам местного сообщества в обеспечении их детей услугами дополнительного образования, реализуемыми через муниципальные образовательные организации общего и дошкольного образования. Это могут быть различные общественно значимые дополнительные образовательные программы, курсы, кружки, студии и т.п., в том числе направленные на развитие одаренных учащихся с их последующим участием в региональных и российских конкурсах, олимпиадах, соревнованиях. Реализация таких дополнительных программ за счет бюджетных средств закрепляется учредителем в муниципальном задании образовательной организации.

Роль и предназначение коллегиального органа здесь могут быть, прежде всего, проявлены в функциях по разработке и принятию рекомендаций учредителю по отражению в муниципальном задании необходимости реализации такого рода образовательных программ с соответствующим обеспечением их реализации из бюджетных средств. Структурная организация управляющего совета исчерпывающим образом приспособлена для реализации этой задачи наилучшим образом. такой коллегиальный орган представляет позиции всех заинтересованных сторон:

представитель учредителя может предъявить для обсуждения возможности бюджета муниципального образования и критерии оценки общественной значимости предлагаемых к реализации в образовательной организации дополнительных образовательных программ, курсов, услуг;

руководитель образовательной организации представляет информацию об условиях и возможностях организации (необходимые учебные помещения, оборудование, квалификация специалистов и др.) реализовать определенные виды дополнительных образовательных программ, услуг, о возможностях количественного охвата воспитанников, обучающихся предлагаемыми к реализации дополнительными образовательными программами, курсами, услугами;

педагогические работники высказывают свою профессиональную готовность и желание (либо свои трудности и/или отсутствие стимулов) к реализации дополнительных образовательных программ, услуг;

родители (законные представители) обучающихся, а также и сами представители обучающихся на старшей ступени обучения общеобразовательных организаций способны представить свои оценки и мнения относительно ценности и востребованности тех или иных дополнительных образовательных программ, услуг.

Последнее реализуется более весомо и, главное, более достоверно, если управляющий совет создает специальный орган – рабочую группу или комиссию по изучению среди родителей и старших обучающихся их образовательных потребностей и предпочтений с целью их обсуждения на заседании управляющего совета. Такая рабочая группа или комиссия организует и проводит выборочное анкетирование, общественные обсуждения в очном режиме или в специальном сервисе обсуждений на сайте образовательной организации. Если в образовательной организации существует и работает совет родителей (родительский комитет), советы родителей по ступеням обучения, а также в классах общеобразовательных организаций и, соответственно, в группах дошкольных образовательных организаций, эти органы берут на себя функции широких общественных обсуждений наиболее предпочтительных для обучающихся и их родителей дополнительных образовательных программ, услуг. Итоги таких общественных обсуждений, после их анализа, обобщения и, возможного, рейтингования по предпочтениям, докладывают на заседании управляющего совета члены комиссии, рабочей группы по изучению общественного заказа на дополнительное образование. Управляющий совет, в результате заинтересованного и уважительного к позициям сторон обсуждения, может разработать предложения и рекомендации учредителю по внесению в муниципальное задание тех или иных наиболее востребованных дополнительных образовательных программ, услуг, из числа тех, которые имеет возможность профинансировать из бюджетных средств учредитель, способна реализовать образовательная организация, может и желает реализовывать педагогический коллектив.

Эксперт: к.п.н. Седельников А.А.

Задать вопрос

Обновить