Старая версия сайта
Личный кабинет

18. В обоснование своих подходов в расширении дополнительного образования при поддержке общественных структур вы часто ссылаетесь на сетевое взаимодействие. Что конкретно под этим подразумевается?

Формальными обоснованиями представленных нами подходов к организации государственно-общественного взаимодействия в целях повышения охвата детей программами дополнительного образования в образовательных организациях, в т.ч. дошкольного образования, и совместного, то есть государственно-общественного управления этим взаимодействием, могут служить некоторые положения из статьи 15 Федерального закона об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 г. о сетевой форме реализации образовательных программ. В частности, пункт 1 этой статьи допускает «возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций», причем не только организаций, каждая из которых осуществляет собственную образовательную деятельность, но «также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций», то есть, в том числе организаций, не занимающихся осуществлением образовательной деятельности. «В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать … и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой». Таким образом, в сетевой форме реализации образовательных программ могут участвовать от двух и более организаций, не все из которых (согласно с их уставами) занимаются образовательной деятельности. Достаточным признаком, допускающим иные организации к участию совместно, как минимум, с одной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в сетевой, или иначе, в совместной форме реализации образовательных программ, является признак наличия ресурса (любого, включая финансовые ресурсы), необходимого для осуществления обучения, и признак готовности этой иной организации данный ресурс предоставить для сетевой (совместной) формы реализации образовательной программы (образовательных программ).

Пункты 2 и 3 статьи 15 предписывают договорной характер отношений между организациями, использующими предусмотренный данной статьей совместный (сетевой) порядок реализации образовательных программ. При этом требования к содержанию договора о взаимодействии совпадают, в основном, с общими требованиями к договору о совместной деятельности без образования юридического лица или, иначе, в наиболее полном и развернутом варианте - к договору простого товарищества, предусмотренного главой 55 Гражданского кодекса РФ. Однако, при определенных условиях, есть возможность использовать иные формы гражданско-правовых договоров, обеспечивающих признак совместности действий и деятельности двух юридических лиц различной формы собственности при реализации образовательных программ, включая дополнительные образовательные программы, услуги.

В последнее время для обозначения совместной деятельности, предполагающей объединение ресурсов для осуществления совместной деятельности, государственных и муниципальных юридических лиц, с одной стороны, и негосударственных (частных) юридических лиц, с другой стороны, используют термин «государственно-частное партнерство» или «частно-государственное партнерство». При этом по умолчанию подразумевают часто только негосударственные коммерческие организации различных организационно-правовых форм (бизнес). Было бы логичным в рамках такого партнерства рассматривать также и взаимодействие, и объединение ресурсов (включая материальные, в том числе, финансовые ресурсы) государственных и муниципальных организаций с негосударственными некоммерческими организациями, включая разнообразные общественные объединения, в том числе благотворительные организации. Но указанное выше традиционное понимание термина «государственно-частное партнерство» уже сложилось. Поэтому в дальнейшем, рассматривая взаимодействие и совместную деятельность государственных и муниципальных образовательных организаций с негосударственными некоммерческими организациями и общественными объединениями, то есть с «общественными», некоммерческими субъектами права, мы будем использовать термин «государственно-общественное взаимодействие». А управление совместной деятельностью государственных или муниципальных субъектов, с одной стороны, и общественных субъектов, с другой стороны, фактически и по праву их совместное управление совместной деятельностью, будем называть далее «государственно-общественным управлением» таким сетевым их взаимодействием.

Термин «система» и «система образования» применительно к рассматриваемому объекту мы рассматриваем в контексте определения структуры системы образования согласно статье 10 Федерального закона об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 г., где в систему образования включены также «4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности…» и «5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования».

Мы понимаем такие системы, как «открытые», в силу того, что такое сетевое взаимодействие принципиально открыто для неопределенного круга физических и юридических лиц. На локальном уровне под признаки такой системы подпадет сетевое взаимодействие государственной образовательной организации с одной или несколькими некоммерческими организациями.

Эксперт: к.п.н. Седельников А.А.

Задать вопрос

Обновить