Личный кабинет

21. Платные образовательные услуги настолько регламентированы, что трудно себе представить участие в этом общественных органов.

Пункт 3 ст. 101 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г. разрешает организациям, осуществляющим «образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов» также «осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц образовательную деятельность, не предусмотренную установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях».

Пункт 1 этой же статьи определяет: «Платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Доход от оказания платных образовательных услуг используется указанными организациями в соответствии с уставными целями». При этом в пункте 2 ст. 101 указано: «Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований…».

Выстраивание отношений с получателями платных дополнительных образовательных услуг регламентируются гражданско-правовым договором возмездного оказания услуг, который заключается от лица образовательной организации ее руководителем с получателем этих платных образовательных услуг в индивидуальном порядке. Примерная форма и содержание такого договора разработана и рекомендована к использованию Минобрнауки России. При этом существенные условия договора должны определяться сторонами договора.

Часто встречается ситуация, когда в муниципальных образованиях учредитель (орган местного самоуправления) устанавливает заниженные предельные расценки на различные востребованные дополнительные образовательные программы услуги. Такая «внерыночная» административная практика, как правило, только препятствует развитию платных дополнительных образовательных услуг в рамках рассматриваемых организационно-финансовых условиях. Преподаватели зачастую не испытывают желания работать на условиях существенно заниженных против платежеспособного спроса расценках на их труд.

В муниципальных образованиях, где учредитель не вмешивается административно в договорные отношения образовательных организаций с потребителями платных образовательных услуг, либо ориентируется при установлении предельных расценок на реальные рыночные условия, деятельность по реализации платных дополнительных услуг образовательными организациями общего и дошкольного образования получает некоторое развитие. В основном среди автономных образовательных учреждений. Однако, в некоторых муниципальных образованиях учредитель оставляет автономные учреждения в системе казначейского исполнения бюджетов, не «выпуская» их в коммерческие кредитные организация. Трудности финансово-хозяйственной деятельности через систему казначейства является при такой позиции учредителя еще одним серьезным препятствием в развитии платных дополнительных образовательных услуг.

Роль и функции коллегиального органа (управляющего, либо попечительского совета) или представительного органа – совета родителей при таком способе реализации дополнительных образовательных программ, услуг проявляется, в основном, в следующем. Коллегиальный орган (управляющий совет, попечительский совет) или представительный орган (совет родителей) наделяется функциями согласования, либо внесения рекомендаций руководителю образовательной организации по содержанию существенных условий договора возмездного оказания услуг, особенно в части ценообразования, а также функциями, как минимум, контроля исполнения сметы расходования средств, поступивших в качестве дохода от деятельности по реализации дополнительных образовательных услуг, а также функциями и полномочиями по организации независимой оценки качества и удовлетворенности потребителей предоставленными платными дополнительными образовательными программами, услугами.

В этом варианте управляющий совет, благодаря своей структурной организации, позволяет реализовать функции по установлению консенсуса по содержанию существенных условий договора возмездного оказания услуг в совместном обсуждении между представителями родителей, педагогических работников и руководителя образовательной организации. Такое совместное решение управляющего совета по содержанию условий договора об оказании платных образовательных услуг вызывает более доверительное отношение со стороны родительского сообщества и повышения уверенности в достижении оптимального соотношения цены и качества предоставляемых услуг. Что создает более благоприятные условия для расширения количества дополнительных образовательных услуг и, соответственно, для повышения охвата обучающихся, воспитанников этими платными дополнительными образовательными услугами.

Максимальный перечень функций и полномочий, которые можно закрепить за управляющим советом в рассматриваемом подходе к реализации платных дополнительных образовательных услуг, состоят в праве утверждения, либо обязательного согласования сметы расходования финансовых средств, полученных в качестве дохода от реализации платных дополнительных образовательных услуг.

В целях нормативного закрепления перечисленных выше функций и полномочий управляющего совета необходимо в уставе образовательной организации и в положении об управляющем совете внести соответствующие предписания:

"Управляющий совет":

представляет рекомендации о стоимости платных образовательных услуг с приложением калькуляции (сметы) соответствующих услуг, либо уполномочен согласовывать калькуляцию (смету) платных образовательных услуг;

устанавливает порядок, организует и проводит оценку удовлетворенности родителей обучающихся, воспитанников качеством предоставленных платных дополнительных образовательных услуг». Изменений и дополнений в структурной организации управляющего совета реализация перечисленных выше функций и полномочий не требует.

Попечительский совет, если в его состав входят, в основном родители обучающихся, воспитанников, и представительный орган – совет родителей обучающихся также способны реализовать указанные выше функции:

согласование сметы расходования финансовых средств, полученных в качестве дохода от реализации платных дополнительных образовательных услуг;

заслушивание отчета руководителя образовательной организации об исполнении сметы расходования средств, поступивших в качестве дохода от деятельности по реализации дополнительных образовательных услуг и принятие заключения об эффективности/неэффективности использования соответствующих финансовых средств;

предоставление информации широкой общественности;

организация оценки удовлетворенности родителей обучающихся, воспитанников качеством предоставленных платных дополнительных образовательных услуг.

Для регламентации исполнения таких функций в локальные нормативные акты об этих органах (соответственно, в положение о попечительском совете или в положение о совете родителей) необходимо внести соответствующие дополнения, изложенные выше.

Для ведения переговоров и достижения согласия по содержанию существенных условий договоров об оказании платных дополнительных образовательных услуг необходимо предусмотреть формат организации совместных заседаний попечительского совета или совета родителей с педагогическим советом с участием руководителя образовательной организации и регламентировать процедуры проведения такого рода совместных заседаний, принятия согласованных решений отдельным специальным локальным нормативным актом образовательной организации, например, регламентом совместных заседаний педагогического совета и попечительского совета (или совета родителей). Вместо педагогического совета в этом формате можно использовать участие в совместных обсуждениях и решениях совета трудового коллектива или собрания трудового коллектива, так как вопросы реализации платных услуг напрямую связаны с вопросами трудовых отношений.

Эксперт: Чистяков Ю.А.

Задать вопрос

Обновить