Личный кабинет

ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ (от лат. delegatus – посланец, посланный и delegare – посылать в качестве посланца) –

1) перепоручение, передача части прав и ответственности, закрепленной первоначально за одним юридическим лицом, другому юридическому лицу, которое принимает на себя делегированные полномочия и ответственность;

2) в рамках одной отрасли, например образования, – передача ряда функций:

2.а) центральных (вышестоящих) органов управления образованием нижестоящим органам – от Министерства образования и науки – региональным и муниципальным органам, от региональных органов муниципальным, от региональных и муниципальных органов – образовательным организациям (делегирование сверху вниз – наиболее распространенный вариант);

2.б) нижестоящих структур – вышестоящим (делегирование снизу-вверх);

2.в) от одного органа другому, находящемуся на том же уровне иерархии (делегирование по горизонтали);

3) в рамках одной организации, например школы, – передача полномочий и ответственности (вниз, вверх и по горизонтали) между субъектами управления, находящимися на различных уровнях иерархии управления: от директора – своим заместителям и коллегиальным органам управления, от заместителей директора – профессиональным объединениям педагогов и функциональным службам школы, учительскому, ученическому и родительскому активу и т. д.

Делегирование полномочий и ответственности является формой перераспределения функциональных обязанностей и полномочий по управлению школой. При этом делегирование полномочий и ответственности сверху вниз является проявлением и составной частью процессов децентрализации и демократизации управления, создает условия для снижения концентрации властных полномочий и ответственности на верхних уровнях управления, расширения участия рядовых работников в управлении школой и обеспечения партисипативного характера управления. С помощью делегирования полномочий и ответственности возможна также рационализация общего объема функциональных обязанностей субъектов управления, устранение необоснованных перегрузок одних органов управления и недостаточной загрузки других. Поэтому оптимальное осуществление делегирования полномочий и ответственности является важной задачей системы внутришкольного управления.

Характер делегирования полномочий и ответственности в школе находится в прямой зависимости от принятого в школьной организации стиля управления, уровня профессиональной зрелости коллектива, его организационной культуры.

Делегирование полномочий и ответственности сверху вниз рекомендуется в ситуациях, когда:

1) подчиненные могут сделать работу лучше, чем их руководитель;

2) руководитель чрезмерно занят другими делами и не в состоянии выполнить данную работу;

3) делегирование полномочий и ответственности может оказаться хорошей формой обучения и повышения квалификации перспективных работников, которые созрели для повышения;

4) делегирование рутинных, вспомогательных функций способствует высвобождению времени руководителей для решения стратегических, принципиально важных и не делегируемых вниз задач;

5) делегирование полномочий и ответственности является хорошей ареной для изучения, диагностики профессиональных возможностей работников, оценки их потенциала;

6) делегирование полномочий и ответственности будет рассматриваться подчиненными работниками как проявление особого уважения и доверия к ним со стороны администрации (что является сильным мотивирующим и стимулирующим фактором для многих работников);

7) делегирование полномочий и ответственности может обеспечить повышение качества подготовки и принятия управленческихрешений (за счет приближения принятия решения к уровню их исполнения, отсутствия искажения информации при ее передачах между уровнями, прямой заинтересованности исполнителей в качестве принятых решений и т. д.);

8) делегирование полномочий и ответственности может послужить источником резервов повышения качества и эффективности работы и др.