НОРМАТИВНОЕ ПОДУШЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ – модель финансирования образовательных организаций, основывающаяся на определении нормативных затрат на обучение на одного учащегося в год.
Модель нормативного подушевого финансирования реализует принцип «деньги следуют за учеником», то есть школа получает бюджетное финансирование пропорционально численности обучающихся в ней детей.
Модель нормативного подушевого финансирования пришла на смену затратного финансирования, при котором школа получала средства в зависимости от тех затрат, которые были сделаны ею в предшествующем периоде, и рассматривается как более прозрачная и справедливая.
Нормативы определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся.
Для малокомплектных образовательных организаций и образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах и реализующих основные общеобразовательные программы, нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования должны предусматривать, в том числе затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся.
Нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников. Расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, включаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в нормативы, не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Региональный подушевой норматив финансового обеспечения должен учитываться при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением.
Модель нормативного подушевого финансирования призвана стимулировать конкуренцию школ «за ученика», поскольку от количества «привлеченных» качеством услуг, брендом и др. школы обучающихся зависит размер финансирования и соответственно финансовое благополучие школы. Управляющий совет должен иметь ясное представление о действующей модели финансирования школы, увязывать свои решения в области стратегического управления, в том числе с задачами повышения привлекательности школы для учащихся (семей учащихся), имеющего следствием рост объемов финансирования.