ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ В ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ – одна из важнейших составляющих общественного участия в управлении школой. Особая значимость общественного участия в оценке качества образования определяется тем, что обеспечение современного качества образования является главнейшей стратегической целью школы. Важное место общественное участие занимает в независимой оценке качества образования.
Основные нормативно-правовые параметры общественного участия в оценке качества образования заданы в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Согласно этому закону участники отношений в сфере образования могут выступать в роли инициаторов оценки качества подготовки обучающихся (ст. 95.1). При проведении оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, данный ФЗ определяет обязательное общественное участие в форме общественных советов при органах управления образованием регионального и федерального уровней и возможность создания таких общественных советов на муниципальном уровне.
К функциям таких общественных советов законом отнесены:
• определение перечней организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в отношении которых проводится независимая оценка;
• формирование предложений для разработки технического задания для организации, которая осуществляет сбор, обобщение и анализ информации о качестве образовательной деятельности организаций (далее – оператор);
• участие в рассмотрении проектов документации о закупках работ, услуг, а также проектов государственного, муниципального контрактов, заключаемыми с оператором органами управления образованием;
• установление при необходимости критериев оценки качества образовательной деятельности организаций (дополнительно к установленным в №256-ФЗ);
• проведение независимой оценки качества образовательной деятельности организаций с учетом информации, представленной оператором;
• представление в соответствующий орган управления образова нием результатов независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, а также предложений об улучшении их деятельности.
По сути, представители общественности и (или) общественные институты могут выступать в качестве инициатора, заказчика, эксперта и даже исполнителя (оператора) независимой оценки.
Кроме этого, набор критериев независимой оценки качества образования, заданный в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», фактически определяет обязательность учета общественного мнения при проведении такой оценки. Речь идет о таком критерии, как «удовлетворенность качеством образовательной деятельности организаций» (статья 95.2 данного закона), который не может быть раскрыт без участия общественности.
При этом федеральное законодательство не регулирует (не описывает и не запрещает) участие общественности в оценке качества образовательной деятельности образовательной организации. Нормативное регулирование этих вопросов осуществляется на уровне школы, в том числе в рамках деятельности Управляющих советов.