ОБЩЕСТВЕННЫЕ УПРАВЛЯЮЩИЕ В ОБРАЗОВАНИИ – представители родительской, ученической, деловой, профессиональной и иной общественности, наделенные полномочиями представлять и выражать интересы этой общественности в сфере образования на региональном, муниципальном уровнях и на уровне общеобразовательной организации.
Существующими нормативными документами статус общественного управляющего школы, к сожалению, не сформулирован. Однако его вполне можно зафиксировать, используя следующие характеристики:
• Общественные управляющие – члены коллегиального органа управления школой.
• Общественные управляющие работают на общественных началах (не получают денежного вознаграждения).
• Общественные управляющие имеют равное положение, независимо от социального статуса, должности, места работы, варианта включения в Управляющий совет (по должности, избрание, кооптация).
• Общественные управляющие имеют удостоверения, выдаваемые учредителем школы.
• Общественные управляющие не имеют полномочий действовать индивидуально, за исключением тех случаев, когда Совет делегирует им полномочия действовать таким образом.
• Общественные управляющие не могут непосредственно вмешиваться в профессиональную деятельность директора, педагогов, работников школы, учащихся, требовать от них выполнения своих пожеланий.
Примерный список прав общественных управляющих в школе:
• Участвовать в обсуждении и принятии решений Совета.
• Открыто выражать собственное мнение на заседании Совета.
• Досрочно выйти из состава Совета.
• Получать информацию о дате, времени, месте проведения заседаний Совета и необходимые материалы по обсуждаемому вопросу.
• Инициировать проведение заседания Совета по любому вопросу, находящемуся в его компетенции.
• Требовать от администрации предоставления информации по вопросам, находящимся в компетенции Совета.
• Инициировать создание комиссий Совета, быть их руководителем или членом.
• Представлять школу в отношениях с образовательными организациями, иными организациями и государственными органами в рамках компетенции Совета.
• Участвовать в заседании педагогического совета школы с правом совещательного голоса.
• Получать необходимые для своей работы знания в рамках специальной подготовки школьного управляющего.
• Право на возмещение расходов, связанных с работой в Совете.
Примерный список обязанностей общественных управляющих в образовании:
• Регулярно участвовать в заседаниях Совета, не пропускать их без уважительной причины.
• В качестве члена или председателя комиссии Совета принимать активное участие в ее работе, готовить квалифицированные проекты решений Совета.
• Проявлять личную активность в обсуждении, принятии и исполнении решений Совета.
• Выслушивать мнение коллег и уважать их позицию по обсуждаемым вопросам.
• Стараться больше узнать об устройстве школьной жизни, об организации в ней образовательного процесса.
• Заранее, в предусмотренные сроки, подать мотивированное заявление о выходе на имя председателя Совета.
• Заботиться об информировании всех участников образовательного процесса о планах и решениях Совета.
• Не использовать членство в Совете для удовлетворения своих личных интересов (или, если управляющий родитель, – интересов ребенка).
• Стремиться изучать и выражать позицию всего сообщества (родителей, учащихся, работников школы), а не отдельных групп (которые выдвинули общественного управляющего или которые за него голосовали).
• В случае несовпадения интересов выдвинувшей общественного управляющего группы с интересами школы отдавать приоритет последним.
• Нести коллективную ответственность за все решения, принятые Советом, даже в случае несогласия с принятыми большинством голосов решениями.
• Участвовать в подготовке материалов для содержательного и компетентного рассмотрения вносимого в повестку заседания Совета вопроса.
• Соблюдать конфиденциальность в отношении определенных вопросов, обсуждаемых на Совете, особенно в вопросах, касающихся работников школы или учащихся, а также при обсуждении вопросов, касающихся школы вне Управляющего совета.
В конкретных школах возможны различия в формулировании прав и обязанностей управляющих.
По общему правилу, члены Управляющего совета образовательной организации работают на общественных началах.
Однако при выполнении некоторых заданий, непосредственно связанных с участием в работе Управляющего совета, у школьных управляющих могут возникнуть реальные расходы. Например, для решения того или иного вопроса в интересах образовательной организации возникает необходимость направить одного или нескольких школьных управляющих в другую местность. Расходы, связанные с выполнением школьным управляющим подобного поручения, могут компенсироваться ему образовательной организацией. В соответствии с законодательством образовательному учреждению принадлежит право самостоятельного распоряжения в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами, полученными за счет внебюджетных источников. Именно за счет средств из указанных источников может производиться возмещение членам Управляющего совета произведенных ими затрат.
Для обеспечения эффективности участия общественных управляющих в управлении школой необходимо обеспечить их специальное обучение.