САМОУПРАВЛЕНИЕ -
1) принцип (а также способ, форма, разновидность) организации управления в обществе и социальной организации, согласно которому источник управления и власти находится не вне общественной системы или организации, а в них самих. Этот принцип вытекает из рассмотрения общества и социальных организаций (в том числе школы) как самоуправляемых систем. Применительно к школе реализация принципа самоуправления в этом значении выражается в рассмотрении внутреннего, внутришкольного управления школой как наиболее важной составляющей в общей системе управленческих влияний на школу, что является выражением общедиалектической закономерности («внутренние противоречия имеют более важное значение для развития системы, чем внешние»);
2) форма организации власти и управления жизнедеятельностью местных сообществ, населения муниципальных образований – местное самоуправление; самоуправление в этом значении для системы образования связано с тем, что все муниципальные образовательные системы связаны с деятельностью местного самоуправления, подчиняются распоряжениям его органов (которые чаще всего являются учредителями образовательных организаций), а муниципальные органы управления образованием являются неотъемлемой составной частью местного самоуправления и создаются на основе решений органов местного самоуправления;
3) демократический принцип (а также форма, способ) организации внутренней жизнедеятельности социальной (в том числе школьной) организации, предусматривающий наличие и участие в общей системе организационного управления особых звеньев, выражающих, представляющих и защищающих специфические интересы и потребности отдельных групп членов сообщества (коллектива).
Обычно под самоуправлением в этом значении понимают и конкретные организационные единицы, создаваемые на основе этого принципа. Самоуправление в этом значении, например ученическое самоуправление школьников или учительское самоуправление, естественно, отличается от самоуправления в первом значении. Оно призвано взаимодействовать с действующей системой управления школой, дополнять ее (а иногда и добиваться корректировки проводимого ей курса), решая при этом и свои специфические задачи. При этом существование и работа органов самоуправления являются частью системы сдержек и противовесов против высокой концентрации властных полномочий и администрирования, не учитывающего интересов сотрудников школы и ее учащихся, и должны быть защищены специальными нормативными актами от прямого вмешательства органов системы внутришкольного управления (для практики авторитарного, недемократического управления, которая пока весьма распространена во многих школах, характерно подавление начал самоуправления в школе или превращение самоуправления в чисто декоративное и полностью послушное воле администрации школы).
Активное участие отдельных лиц и групп школьного сообщества (как в рамках существующих органов самоуправления, так и помимо них, в инициативном порядке) в решении общих задач школы и принятии значимых в масштабе школы управленческих решений, взаимодействие их с основной системой внутришкольного управления, являющиеся признаком так называемого партисипативного управления школой, иногда обозначают термином «соуправление». Этот термин наряду с термином «самоуправление» входил в популярную в конце 80-х годов и описанную в ряде публикаций триаду: «управление – соуправление – самоуправление». Однако следует отметить, что рассмотрение этих явлений в качестве трех последовательных стадий прогрессивного развития управления школой (даже с учетом его антиавторитарной, антибюрократической направленности, при которой под управлением понималась только его административно-бюрократическая версия, а под соуправлением и самоуправлением – ее демократические антиподы) представляется некорректным. На самом деле и соуправление, и самоуправление – это не то, что приходит на смену управлению школой, а то, что является его важными и необходимыми характеристиками.