Личный кабинет

СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ НА ОБРАЗОВАНИЕ – совокупность актуальных для определенных конкретно-исторических ситуаций нужд, потребностей, интересов широкого круга (в пределе – любых) социальных субъектов: общества, государства, рынка, домохозяйств (семей), связанных с деятельностью образовательных институтов общества, выражаемых и отстаиваемых этими субъектами в различных формах и с различным уровнем императивности адресуемых институтам образования в качестве требований, запросов, пожеланий, ожиданий, опасений.

Социальный заказ на образование следует отличать от заказа на услуги и обслуживание в рыночном смысле, так как здесь заказ обычно не оформляется документально и не предполагает, что каждый его носитель конкретно его оплачивает (хотя все налогоплательщики вносят свой вклад в оплату образования как общественного блага и услуги).

В качестве источников социального заказа на образование правомерно рассматривать не только существующие лица и группы, способные озвучить и артикулировать свои пожелания к системе образования, но и не имеющие «голоса» виртуальные образования (когда мы имеем в виду заказ рынка, или отраслей, или культуры), от лица которых говорят эксперты, специалисты.

Субъекты, имеющие потребности в образовании, не всегда способны точно сформулировать свои ожидания, и школа не вправе требовать этого от них. При этом весьма желательно, чтобы школа хорошо слышала всех своих потенциальных заказчиков, исследовала и понимала их запросы (как молчаливые, так и озвучиваемые в резкой и императивной форме).

В условиях введения ФГОС общего образования крайне актуально соотносить образовательные программы школ, построенные на основе ФГОС, с другими источниками социального заказа на образование.

Анализ социального заказа на образование подразумевает изучение запросов различных заказчиков – совокупности индивидуальных и коллективных субъектов, физических и юридических лиц, выступающих в качестве носителей социального заказа на образование и выразителей образовательных и культурных потребностей; в различных формах и с разной активностью предъявляющих эти потребности в виде запросов, пожеланий, требований существующей системе образования. В известном смысле заказчиком на образование является общество в целом.

В современных условиях в России произошло существенное изменение состава заказчиков: если раньше главным и фактически монопольным заказчиком было государство, то сегодня и по закону, и по сути дела число заказчиков (а с ним – и разнообразие требований к образованию и школам) значительно возросло.

Заказчики, предъявляющие школам специфические требования, могут быть условно разделены на внешних (по отношению к школе) и внутришкольных.

К внешним заказчикам можно отнести: государство в лице органов государственной власти (федеральных и региональных), в том числе органов управления образованием; органы местного самоуправления муниципальных образований; учредителей школы; любых налогоплательщиков (поскольку образовательные организации финансируются за счет налоговых платежей, попадающих в бюджет, и это дает налогоплательщикам законное право интересоваться эффективностью расходования этих средств); родителей, семьи учащихся; представителей этнических, национальных групп; представителей организаций – потенциальных работодателей для выпускников школ; профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования; вооруженные силы. Косвенно на характер требований к образованию влияют также общественные организации, религиозные конфессии, средства массовой информации, наука, искусство.

К внутришкольным заказчикам относятся учащиеся (по мере приобретения ими статуса сознательного субъекта собственной образовательной активности), педагоги и другие неадминистративные работники школы; представители школьной администрации, представители коллегиальных органов управления школой. Что касается таких значимых и влиятельных заказчиков, как родители учащихся (или их законные представители), они обычно понимаются как внешние заказчики, но могут рассматриваться и как внутришкольные заказчики.

Многие заказчики выступают одновременно и как пользователи образовательных услуг школы или конечных результатов образования, и как поставщики ресурсов, помощники школы и т. д. В современных условиях школы и их Управляющие советы должны активно участвовать в формулировании заказа на образование, сознательно и гласно самоопределяться по отношению к нему.