УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛОЙ – деятельность субъектов управления, направленная на удовлетворение потребностей общества и школы как социальной организации: в создании новых образовательных учреждений; в обеспечении их выживания, адаптации к меняющимся внешним и внутренним условиям; в обеспечении стабильного, устойчивого и результативного функционирования школы, образовательного процесса; в обеспечении развития школы, ее перехода (перевода) в новое качественное cостояние на основе осуществления планомерных инновационных процессов. Хотя в решение этих задач вносят определенный вклад все члены школьного сообщества и многие субъекты, находящиеся вне школы, именно управление в наибольшей степени отвечает за создание, выживание, функционирование и развитие школы.
Управление школой может быть определено и как деятельность по созданию благоприятных внешних и внутриорганизационных условий для эффективной совместной деятельности людей в школе. Такое определение явно акцентирует внимание на сервисном характере управления и показывает, что непосредственные усилия управляющих нацеливаются не на достижение конечных результатов жизнедеятельности, а на создание для этого необходимых условий, предпосылок, возможностей, что в первую очередь и должно оцениваться при анализе вклада управления в организацию.
Однако, поскольку те или иные условия успешной жизнедеятельности создают в школе не только управленцы, важно уточнить, создание каких из них особенно важно для управления и является именно его предназначением.
Общим назначением управления в школьной организации является обеспечение организованности (сплоченности, скоординированности, интеграции, консолидации) и целенаправленности (целеустремленности) совместной деятельности педагогов и учащихся.
Движение к таким свойствам совместной деятельности требует осуществления особых, характерных именно для управления видов деятельности (действий), главными из которых, по нашему мнению, являются планирование, организация, руководство и контроль (что не исключает и целого ряда других видов действий).
Следуя этой логике, В. С. Лазарев предложил такое определение внутришкольного управления: «Управление школой можно определить как особую деятельность, в которой ее субъект посредством планирования, организации, руководства и контроля обеспечивает организованность совместной деятельности школьного коллектива и ее направленность на достижение образовательных целей и целей развития школы»6. Специфика предназначения управления в рамках социальной (в том числе школьной) организации проявляется также в том, что:
• оно вырабатывает общее видение организации и ее среды, общие ценности и цели деятельности;
• оно обеспечивает ориентацию всего сообщества на общие ценности, цели, на реализацию социального заказа и миссии (по отношению и к обществу, и к клиентам, заказчикам, и к персоналу организации);
• оно обеспечивает реализацию так называемого организационного эффекта – преимуществ совместного, кооперированного и специализированного труда по сравнению с неорганизованной, несвязанной работой многих людей;
• оно обеспечивает выбор видов деятельности в организации и порядок их координации;
• оно (если это разрешено законом) проектирует, создает и использует важнейшие связи и отношения в организации, придает им силу нормы, правила, формирует и изменяет структуру организации, механизмы и процедуры выполнения работ, стандарты и механизмы контроля их выполнения;
• оно вносит особый, наиболее значимый вклад в создание и изменение внутренней среды организации, ее социально-психологический климат, отношения в сообществе, в организационную культуру;
• оно обеспечивает коммуникацию, информационные обмены между организацией и средой, между разными звеньями внутри организации;
• оно несет главную ответственность за работу организации как целого перед обществом, потребителями, заинтересованными группами;
• оно представляет и отстаивает интересы своей организации во внешней среде и т.д.