ВНЕШНЯЯ СРЕДА ШКОЛЫ – совокупность социальных факторов, действие которых значимо для создания, выживания, функционирования и развития школы как открытой, социально ориентированной и социально ответственной системы. Значение внешней среды школы определяется тем, что ее влияние, наряду с другими факторами, во многом определяет направленность деятельности школы, создает для этой деятельности благоприятные возможности, ограничения и угрозы.
Социум (в лице уполномоченных на это субъектов и органов) создает, учреждает школу как социальную организацию, дает ей определенный статус, компетенцию, права и обязанности, дает оценку ее деятельности. Ситуация в социуме всегда образует некий общий фон жизнедеятельности школы (более или менее благоприятный для этой жизнедеятельности). Социальная среда является источником выдвижения требований к школе, формирует и предъявляет социальный заказ на образование, всегда имеет определенные ожидания. Социальная среда выступает источником необходимых для нормальной жизнедеятельности школы ресурсов. В социуме школа может найти контрагентов и партнеров, необходимых ей для решения ее задач, «потребителей» ее продукции – выпускников, получивших образование. Социальная среда порождает и факторы, действующие на школу дестабилизирующим и негативным образом.
В обществе и природе есть факторы среды, оказывающие на школу соответственно прямое (непосредственное) или косвенное (опосредованное) воздействие; есть факторы, которые можно отнести к отдаленной и к ближайшей среде данной конкретной школы. При этом, как правило, факторы, не относящиеся к ближайшей среде школы, примерно одинаково влияют на разные школы (то есть их влияние на школу не столь специфично, как влияние ближайшей среды).
Любая школа испытывает на себе влияние социального климата в обществе, экономических, политических, правовых, экологических, демографических, культурных, духовно-идеологических, социально-психологических, этических, отраслевых, институциональных факторов, то есть общесоциальных факторов.
Что касается ближайшей социальной среды школы, то в нее для большинства школ входят: семьи учащихся; местная общественность, активные слои местного населения; местные администрации и их органы управления образованием; производственные структуры разных форм собственности (потенциальные спонсоры, работодатели для выпускников школы и т. д.); учреждения здравоохранения; другие образовательные организации; культурно-просветительные организации; правоохранительные учреждения; местные средства массовой информации; различные организации и ассоциации, создаваемые местным населением, религиозные общины различных конфессий и т. д.
Ближайшая среда школы оказывает на нее сложное влияние, выступая и «ретранслятором» влияний более широкой социальной среды, и источником собственных специфических воздействий. Со своей стороны школа может оказать достаточно заметное встречное влияние на ситуацию в своей ближайшей среде и ее составляющих.
Школьные Управляющие советы вместе с администрацией школы изучают внешнюю среду школы, ее влияние на школу, учитывают актуальное состояние и тенденции изменений внешней среды школы при разработке программы развития.