Родителям разрешили соуправлять школой
Этому способствовало появление общественных советов в образовательных учреждениях
Недавно глава Минобрнауки Ольга Васильева предложила ввести регламент взаимоотношений школы и родителей, чтобы семья и образовательные организации знали, какие требования можно предъявлять друг другу. Впрочем, определённые правила сотрудничества общественности и педагогов есть уже сейчас – в первую очередь это управляющие советы (УС), появившиеся в большинстве российских школ.
Родители стали полноправными участниками процесса обучения
В состав этого коллегиального органа управления образовательной организации входят учителя, представители учредителя и родители. Последнее особенно важно – главенствующая роль семьи в воспитании признана во многих международных документах. Так, в Конвенции ООН о правах ребёнка отмечено, что только семья обладает естественным правом по отношению к ребёнку, а значит, без сотрудничества родителей и школы успеха в образовании не достичь. Кроме того, федеральный закон об образовании называет родителей полноправными участниками процесса обучения, а сам процесс управления школой теперь носит государственно-общественный характер, напомнила в пресс-центре «Парламентской газеты» ответственный секретарь экспертного совета при Комитете Госдумы по образованию и науке Валентина Бондаренко. Так что появление управляющих советов в школах закономерно. Это не первые общественные учреждения в структуре образовательных организаций – те же родительские комитеты и попечительские советы существовали и раньше.
Однако их полномочия отличаются существенно: управляющий совет является структурой соуправления, говорит директор гимназии №1520 Вита Кириченко, он помогает привлечь в процесс не только родителей, но и социальных партнёров – те же вузы, дворцы творчества или культурно-досуговые центры. Кроме того, советы могут точечно решать возникающие проблемы: к примеру, организовать комиссию по проведению школьного ремонта или контроля за питанием. Также представители УС могут узнавать о финансовой деятельности школы, предлагать свои инициативы по оптимизации расходов, принимать участие в установлении стимулирующих выплат учителям. При этом об оценке деятельности педагога речь, безусловно, не идёт – родительская общественность может выработать только принцип принятия решения (допустим, премировать учителей по результатам ЕГЭ).
Советы также помогают и в режимных вопросах – необходимости введения школьной формы или повышения дисциплины, отмечает член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Олег Казаковцев. По мнению сенатора, практика создания таких общественных органов очень полезна, однако не всегда реализуема на местах. «Очевидно, что для малокомплектных школ, где учится, к примеру, одиннадцать человек, это не подходит», – говорит парламентарий. Зато регионам было бы полезно обратить внимание на работу управляющих советов в столице – этот опыт является одним из самых эффективных.
Члены управляющих советов могут пройти курсы повышения квалификации
Управляющие советы организованы уже в 713 школах, колледжах и учреждениях дополнительного образования, подведомственных Департаменту образования города Москвы, рассказал председатель комиссии Мосгордумы по образованию Антон Молев.
«Причём для повышения эффективности работы управляющего совета в столице утверждены базовые принципы его деятельности. Образовательные организации проходят процедуру добровольной аккредитации на соответствие этим стандартам – сегодня её получили 187 советов», – сообщил столичный парламентарий. Аккредитация даёт органам соуправления школ дополнительные преимущества: Департамент образования считает такие управляющие советы своими «партнёрами» и потому делегирует им часть функций. Допустим, они могут выбрать кандидатуру директора из нескольких вариантов, предложенных структурным подразделением. Ещё одно московское «ноу-хау» – курсы повышения квалификации для членов управляющих советов. Они также не являются обязательными, но помогают родителям лучше понять специфику деятельности, связанной со школьным образованием.
Есть у управляющих советов и ещё одна важная функция по урегулированию спорных ситуаций. В данном случае коллегиальный орган выступает «третейским судьёй» в разрешении конфликтов между родителями и школой, отметил директор Некоммерческого партнёрства содействия государственно-общественному управлению в образовании «Доверие. Партнёрство. Право» Андрей Алфёров. В первую очередь конфликтующие стороны, как правило, обращаются к администрации школы, однако решение удаётся найти не всегда. В этой ситуации на помощь приходят управляющие советы – в состав назначаемых ими комиссий входят и учителя, родители, и даже учащиеся. Таким образом, их вердикт учитывает мнения всех участников образовательного процесса и потому бывает самым справедливым, полагают эксперты.
Открытость и прозрачность стали одними из главных принципов образовательного процесса в стране, напомнил член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Виктор Кондрашин, и именно управляющие советы как нельзя лучше реализуют их на практике. По статистике, в России насчитывается более 20 тысяч таких коллегиальных органов, среди лидеров Москва, Подмосковье, Тамбовская и Томская области. Лучший региональный опыт эксперты планируют обобщать – возможно, уже скоро появится всероссийская ассоциация управляющих советов.
Во многом благодаря управляющим советам родители стали интересоваться тем, что происходит за школьными дверями, – мамы и папы сегодня могут принимать решения о будущем школ, в которых учатся их дети, при этом именно родители обладают в советах заведомым большинством. Так что их мнение остаётся решающим.