Личный кабинет

И директору помощники нужны

И директору помощники нужны

Что такое государственно-общественное управление? Насколько оно легитимно? На какие нормативно-правовые акты можно опереться, внедряя его в школе? Есть ли подобный опыт за рубежом? За ответами на эти вопросы на семинар, посвященный развитию государственно-общественного управления в системе образования, в Липецкий институт развития образования съехались руководители учебных заведений не только из городов и районов региона, но и Тульской области. В разговоре на эту важную тему в режиме видеоконференции приняли участие и их коллеги из Советского района Республики Крым.

По итогам конкурсного отбора Министерства образования Липецкая область вошла в число субъектов РФ, которые сегодня реализуют мероприятия федеральной целевой программы развития образования на 2011—2015 годы, направленные на развитие государственно-общественного управления образованием. В связи с этим в ИРО появилась стажировочная площадка по теме «Создание условий для развития и распространения моделей государственно-общественного управления образованием», выбор которой определил успешный опыт его применения в детских садах и школах региона.

По словам директора Московского института развития государственно-общественного управления образованием, кандидата педагогических наук Елены Шимутиной, проводившей семинар в Липецке, сегодня почти две трети государственных образовательных организаций России имеют коллегиальные органы управления в виде управляющих советов. Эти органы важны, потому как работают они на выполнение как государственного, так и общественного заказов. В одном случае дело касается выполнения требований федеральных государственных стандартов, в другом — удовлетворения запросов родителей, работодателей, бизнеса. Речь в первую очередь идет об уровне компетенций обучающихся при выходе из учебного заведения. Управляющий совет — это площадка, где встречаются представители государства и общества и договариваются о том, чтобы вместе реализовать единый образовательный заказ.

Надо сказать, что государственно-общественное управление образованием в России — исторически сложившаяся практика. Еще в конце XIX —начале XX века у нас создавались школьные попечительские советы. Этот процесс возоб­новился в конце 90-х годов прошлого века. Тогда наряду с попечительскими начали появляться и школьные советы. В 2004 году, когда были разработаны первые концепции модернизации образования, была предложена и модель управляющего совета как коллегиального внутришкольного органа государственно-общественного управления школой.

Сегодня в большинстве российских учебных заведений вместе с администрацией активно работают родительские и ученические комитеты. Их представители входят в состав управляющих советов, властные полномочия которых по решению ряда важных вопросов функционирования и развития школ, зафиксированы в уставах учебных заведений. Это и обеспечивает их легитимность. За все, происходящее в школе, отвечает директор, но ему нужны помощники, профессиональные люди из бизнеса и других сообществ, когда речь заходит о социальной ответственности за будущее наших детей.

— Когда готовились материалы для участия в конкурсе, были проанализированы формы управления, реализуемые в образовательных организациях Липецкой области, — рассказывает ректор Липецкого института развития образования, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ Любовь Черных. — Мы выявили девять моделей, которые могут быть востребованы, и в рамках стажировочных площадок должны транслироваться не только в нашем регионе, но и за его пределами. Таковы условия конкурса. Перед нашим институтом стоит задача добиться того, чтобы в течение двух лет в муниципалитетах выбрали свою модель государственно-общественного управления и каждая школа и детский сад стали привлекать к управлению образовательным учреждением не только родителей, но и представителей других сообществ. Школы и детские сады должны быть открытыми сегодня, потому что они оказывают определенную услугу. Есть заказчики, родители, общество, которые принимают участие в оценке качества образования. Если они будут иметь отношение к разработке программ развития учреждений, к решению общих проблем, они определят и их перспективы внутри социума.

Базовые площадки для обмена опытом созданы не только в школах, но и в детских садах. Темы самые разные. Липецкий лицей № 44, например, предлагает модель взаимодействия органов государственно-общественного управления в условиях открытой системы образования. В средней общеобразовательной школе села Преображеновка Добровского района отработали схему системно-целевого управления развитием образовательного пространства школы в условиях взаимодействия с социокультурным пространством села. В детском саду комбинированного вида № 119 города Липецка готовы поделиться опытом по созданию интер­активных форм взаимодействия образовательного учреждения и семьи.

По словам Любови Черных, стажировки на базовых площадках организуются в очном и дистанционном режимах, через интернет-конференции и вебинары по десяти модульным программам повышения квалификации. В рамках реализации проекта до конца этого года обучение пройдут более трех тысяч педагогических работников системы дошкольного и общего образования Липецкой области и 700 представителей образовательных организаций Брянской, Тверской, Ивановской, Воронежской, Орловской, Тульской, Тамбовской областей и Советского района Республики Крым.

Ольга Шкатова"Липецкая газета"

Пост-релиз мероприятия

Для добавления комментария просим войти под своей учетной записью или зарегистрироваться на сайте