Личный кабинет

Л. Мясникова: Активный родитель - это профессия

Людмила Мясникова: Активный родитель - это профессия

?Родители российских школьников принимают все более активное участие в решении различных вопросов и проблем школьной жизни. Особенно интересен в этом отношении опыт столицы, где уже три года действует Экспертно-консультативный совет родительской общественности при Департаменте образования. На вопросы о его работе и многом другом отвечает председатель совета Людмила Мясникова.

- Людмила Александровна, как устроен Экспертно-консультативный совет?

- Совет состоит из комиссий: по контролю за качеством и организацией питания в образовательных организациях, по комплексной безопасности, по профилактике негативных проявлений среди обучающихся, по развитию инклюзивного образования. Каждый член совета занимается тем, в чем он хорошо разбирается. Например, в комиссии по безопасности работают представители ФСБ, внешней разведки, других силовых структур. Питание проверяют специалисты в области общественного питания. Наталья Опольская, которая возглавляет комиссию по ремонтным работам, проверяет качество этих работ, сметную документацию она читает, как художественную литературу, забраться на крышу или спуститься в подвал для нее обычное дело. В случае надобности может быть создана временная комиссия по той или иной проблеме, после разрешения проблемы комиссия прекращает работу.

- Кто может стать членом совета?

- Любой московский родитель. Только он должен четко понимать, что ему это нужно. Когда совет создавался, каждый из округов Москвы выделил по три родителя, получилось 30 человек. Через полгода после создания совета я стала приглашать людей на заседание, многие тогда были очень удивлены: «Мы что, еще и собираться будем?!» Собрать, конечно, удалось далеко не всех... После этого случая я поняла, что в совете должны работать только неравнодушные люди. Не те, кого в административном порядке прислали из округов, а те, у кого есть желание и готовность работать. Кроме того, член совета не должен преследовать какие-либо личные цели, касающиеся только своей школы и своего ребенка. Он обязан мыслить в городском масштабе. Каждый член нашего совета специализируется в конкретном направлении деятельности. Например, в выходные вместо того, чтобы отдыхать, они проверяют, как сделан ремонт, и не в своей школе или детском садике, а едут порой на другой конец Москвы. Это уже другой тип мировоззрения, когда человек способен на практике заботиться не только о себе, но и о других. Эти люди понимают, что если в системе образования города будет порядок, то и их собственным детям будет хорошо. А формальное членство для нас не так важно. Председателем любой комиссии может быть только член совета, но участвовать в ее работе могут и родители, не входящие в совет.

- Насколько велики возможности и полномочия совета?

- Поскольку совет создан при Департаменте образования, на недостаток полномочий жаловаться не приходится. Если в школах возникают какие-то проблемы или ЧП, мы выезжаем на место. В случае надобности наши комиссии подключают к решению проблемы сотрудников префектур и управ, различных городских служб, связанных с вопросами питания, безопасности. Все наши эксперты активно работают со службой финансового контроля при Департаменте образования.

- Могут ли активные родители осуществлять общественную экспертизу и контроль или это не входит в сферу их прав и возможностей?

- Не только могут, но и делают это. Многие из членов совета специально прошли обучение в Московском центре качества образования (МЦКО), а некоторые обучались там ранее. Они имеют удостоверения общественных экспертов, выданные МЦКО, это дает им все необходимые полномочия для экспертизы и контроля. Например, наши эксперты присутствуют на сдаче ЕГЭ и различных школьных тестированиях в качестве общественных наблюдателей, и это лишь одна из многочисленных форм экспертной работы. Как я уже говорила, все наши эксперты - прекрасные специалисты в той области деятельности, которой занимаются в совете. Я вообще считаю, что сегодня хороший родитель - это тоже своего рода профессия.

- Есть ли у родителей какие-либо возможности влиять на решения в области образования, принимаемые властью?

- Правильнее было бы сказать, что у них есть возможность сотрудничать с властью. Если вы хотите что-то изменить, необходимо уметь договариваться, уважая оппонента. Нужен диалог, причем не немого с глухим, а людей, которые слышат и понимают друг друга.

- С сентября начал свою работу новый общероссийский проект «Родительские активисты». Насколько, на ваш взгляд, подобные проекты сегодня нужны и востребованы?

- Самое главное, чтобы активные родители осознавали, что их задача - сотрудничество с системой образования, начиная с уровня отдельной школы и заканчивая властными структурами. Именно сотрудничество, готовность к совместному решению проблем, а не просто критика или пропаганда. Если я вижу проблему, мне важно не выставить ее напоказ, а решить. Покрасоваться в роли обличителя, покричать и забыть нетрудно, но бесполезно. Если же мы по-настоящему хотим что-то изменить к лучшему, тогда наши действия, видимо, будут не такими яркими с медийной точки зрения, а работать придется гораздо дольше. Но только так можно добиться реальных результатов. Поэтому проекты, которые предполагают обучение активных и неравнодушных родителей, повышение их осведомленности во всех вопросах жизни школы, могут оказаться очень полезными. «Родительские активисты» - это как раз такой проект.

Источник"Учительская газета"

Для добавления комментария просим войти под своей учетной записью или зарегистрироваться на сайте