Личный кабинет

Зачем нужны школам управляющие советы

Сегодня повседневную жизнь московских школ и детских садов во многом определяют управляющие советы, которые существуют в каждой столичной школе.

Управляющий совет — это коллегиальный орган госудраственно-общественного управления образовательной организации. В его состав входят руководитель образовательной организации, представитель учредителя, педагоги, родители, обучающиеся и представители местного сообщества.

«Таким образом, все участники образовательного процесса участвуют в осуществлении стратегического управления образовательной организацией. Деятельность управляющего совета регламентируется Уставом школы, положением об управляющем совете, положением о выборах в управляющий совет и рядом других локальных актов. Поскольку в состав управляющего совета входят все участники образовательного процесса, то и отстаивают они общие интересы — интересы своего образовательного учреждения», — говорит председатель городского экспертно-консультативного совета родительской общественности при департаменте образования Москвы Людмила Мясникова.

В состав управляющего совета, как правило, входят около пятнадцати человек, включая директора школы и представителя учредителя, то есть работника департамента образования, либо структур при Департаменте. Он имеет право наложить вето на то или иное решение управляющего совета и даже его распустить. Однако, по словам Людмилы Мясниковой, пока таких прецедентов не было.

«Каждый год проходят довыборы и перевыборы в управляющий совет. Это происходит из-за естественного оттока участников — выпускников и их родителей», — говорит председатель управляющего совета школы №?2123 имени Мигеля Эрнандеса Мария Гарелина.

Кандидатуры учеников в управляющий совет выдвигает школьный совет, педагогов выбирают сами учителя, а родителей выбирают на общих собраниях — как правило, это наиболее активные граждане, представляющие младшую, среднюю и старшую школы.

«Взаимная ответственность за общее дело, общий результат и в то же время за успех каждого участника образовательного процесса — это и принцип деятельности управляющего совета, и гарантия развития школы. Работающий настоящий управляющий совет — это очень честный и очень эффективный орган управления, который консолидирует ресурсы, способствует открытости и прозрачности деятельности школы, определяет стратегию развития и просто помогает конкретным людям решить их задачи и проблемы», — отмечает директор школы 2123 имени Мигеля Эрнандеса Татьяна Архипова.

Сегодня большинство образовательных организаций проводят онлайн-трансляции заседаний управляющих советов, так что возможность быть в курсе событий, есть у всех желающих, добавляет Людмила Мясникова.

В компетенцию управляющего совета входит защита прав педагогического состава. В частности, вопросы, связанные с зарплатой учителей: утверждение ставок и грантовых выплат.

«Мне, как учителю, управляющий совет помогает заводить новые связи с родителями, которые неравнодушны к образованию своих детей. Сообща мы можем обсуждать многие вопросы по учебной части, например, выбирать учебники и пособия. Совет дает возможность высказать свое мнение о современных учебниках и донести эту информацию до родителей», — поясняет член управляющего совета столичной школы 2123 имени Мигеля Эрнандеса, преподаватель обществознания, истории искусств, военной истории Олег Карсканов.

Каждый управляющий совет может пройти добровольную аккредитацию в департаменте образования Москвы, что существенно расширит его полномочия, вплоть до возможности снять с должности директора.

«Прохождение добровольной аккредитации на соответствие Базовым принципам и Стандартам деятельности Управляющих советов несет в себе ряд преимуществ для образовательных организаций. Аккредитованные школы получают так называемый Знак качества, который говорит о высоком уровне доверия родителей, местного сообщества и департамента образования города Москвы», — поясняет Людмила Мясникова.

Как видно, полномочия управляющих советов гораздо шире, чем у родительских советов. Они позволяют всем участникам образовательного процесса на это самый процесс влиять.

«Родительские советы такими полномочиями никогда не обладали. Я против родительских советов, потому что не до конца понимаю смысл их деятельности, функции и результаты. Но тем менее, на сегодняшний день решение о необходимости создания родительского совета в образовательной организации принимает сама школа», — отмечает Людмила Мясникова.

Так, на заседаниях управляющего совета принимается программа развития школы, правила внутреннего распорядка, режим занятий, все важные локальные акты, затрагивающие права обучающихся.

«Именно в работе управляющего совета в нашей школе зародилась системная работа общественной комиссии по контролю за качеством питания, конфликтной комиссии по урегулированию споров между участниками образовательного процесса, зародились идеи встреч обучающихся с представителями родительской общественности разных профессий — выпускниками школы, которые добились успеха в своей профессии. Также на заседаниях управляющего совета школы зародились традиции благотворительного и волонтерского движения», — рассказывает Татьяна Архипова.

Таким образом, сегодня в Москве сложилась и функционирует реальная система госудраственно-общественного управления образовательными организациями и контроля за их работой. В конечном счете, деятельность управляющих советов приводит к повышению качества образования и доверия к школе, а значит и к созданию средствами образования условий для жизненной и профессиональной успешности москвичей.

Источник

Для добавления комментария просим войти под своей учетной записью или зарегистрироваться на сайте