Сталинский стиль управления не пройдет
Вера ЛОПАТИНА, начальник Центрального окружного управления образования: Сталинский стиль управления не пройдет
В рамках развития общественно-государственной составляющей в управлении образовательным учреждением в 100% ОУ ЦАО в 2011 году были созданы управляющие советы. Однако, как показывает практика, процент управляющих советов, реально работающих и принимающих конструктивные решения в рамках управления образовательным учреждением, гораздо меньше.
Например, по статистике Центрального окружного управления образования в 30% школ ЦАО в 2011-2012 учебном году произошла смена председателей управляющих советов, а в четырех из них такая смена произошла не один раз. Мы выявили определенную закономерность в том, что эти учреждения в рейтинге округа по основным видам образовательной деятельности занимают последние позиции. В 23 из них в учебном году ЦОУО вводило внешнее антикризисное управление. Почему? Только по результатам мониторингов, то есть по причине, которая работает на родителей. Эти учреждения теряют свой контингент учащихся, а 4 из них на конец лета вообще остались без детей, которые по решению родителей целыми классами вместе со своими учителями ушли в близлежащие успешные школы. Это и есть яркий пример неспособности руководителя и управляющего совета учреждения своевременно увидеть проблемы в развитии, совместно обсудить их, услышать друг друга и принять совместное управленческое решение, запросить помощь, а может, внимательно посмотреть, кого из педагогов мы стимулируем и за что. Таким образом, вывод напрашивается сам собой: в управлении школой, в которой есть будущее, сегодня есть две важные составляющие - эффективно работающий управляющий совет и руководитель, стремящийся к развитию своего учреждения, способный находить различные пути решения возникающих проблем и, уж конечно, заинтересованный в том, чтобы управляющий совет не был карманным инструментом директора, а был уважаем, услышан всеми. Если в силу разных причин учреждение идет по пути экстенсивного развития, дальновидный руководитель ищет себе партнера из числа успешных школ. Вопрос ухода под зонтик брендовой школы и объединения с ней выносится прежде всего на обсуждение управляющего совета. От умения увидеть перспективу развития зависит в итоге судьба самого незащищенного участника образовательного процесса - ребенка.
За прошлый учебный год 42 учреждения ЦАО эффективно прошли процедуру объединения и сейчас уверенно строят планы на будущее. В округе более 30 школ тревожных, которые имеют проблемы с набором детей в первый класс.
Что же сегодня, на мой взгляд, на взгляд ЦОУО не хватает для результативности работы управляющих советов?
Управляющий совет - некий рупор, заявляющий идеологию конструктивного развития учреждения, но его должны слышать все родители, и нужно учиться формировать голос управляющего совета школы. Родителям и учителям, входящим в состав управляющего совета, необходимо понимать, что их задача - сделать так, чтобы все участники образовательного процесса чувствовали себя именно участниками. Это трудная, но реальная задача.
Реально участвовать в жизни школы готовы далеко не все родители. Существует давняя традиция - родители привыкли говорить: «Школа должна», «Я вам привел ребенка, воспитывайте и обучайте!», «В наше время было не так!». Нужно изучать состав родителей, находить профессионалов, увлеченных, как-то мотивировать их на сотрудничество, а может, и помогать!
Часто бывает так: сначала родитель безразлично относится к процессу обучения, потом, примерно в 4-6-х классах, он вдруг замечает, что школа не оправдывает его запросов и ожиданий, возникает конфликт интересов. Где же мы потеряли общую связь в интересах ребенка и что делать?
На мой взгляд, необходимы:
- постоянная информированность участников образовательного процесса;
- полная открытость и прозрачность всего того, что происходит в школе, а главное, результатов;
- систематические опросы для установления степени удовлетворенности родителей образовательными услугами, предоставляемыми школами;
- комплексный анализ данных опросов управляющими советами и принятие по ним управленческих решений;
- информированность участников образовательного процесса по результатам этих решений.
Руководители сталинского стиля управления должны понять, что работают в XXI веке с молодыми семьями.
В рамках просветительской работы с председателями управляющих советов и обмена опытом Центральное окружное управление образования совместно с окружным советом родительской общественности в прошлом году провели мероприятия по обсуждению таких актуальных вопросов и проблем: «Управляющий совет - проблемы, опыт, перспективы», «Механизмы повышения качества образования. Первые результаты реализации пилотного проекта по развитию образования в Москве», «Информатизация образования: задачи, проблемы и перспективы». В этом году мы планируем обсудить такие темы: «Аутсорсинг как эффективный механизм передачи непрофильных функций (бухгалтерских, обслуживающих) различным компаниям», «О некоторых итогах реализации новых стандартов в начальной школе», «Общественный контроль в образовательных учреждениях ЦОУО за организацией питания и охраной учреждения», «Внеурочная деятельность, музейная педагогика - необходимое условие воспитания юного москвича», «Открытая информационная среда образовательного учреждения: самообследование, публичный доклад», «Детский сад и школа. Единая образовательная среда (опыт совместного проживания)».
В мае 2012 года в помощь управляющим советам на портале Центрального окружного управления образования была размещена анкета для родителей, составленная совместно с окружным советом родительской общественности, о степени удовлетворенности населения образовательными услугами, предоставляемыми школами. Технически результаты анкетирования конкретного образовательного учреждения доступны только членам его управляющего совета. На мой взгляд, участие родителей в этом мониторинге поможет руководителю ОУ своевременно реагировать на проблемы, возникающие в ходе образовательного процесса. Однако не все управляющие советы организовали такую работу.
Вообще образовательные учреждения округа накопили хороший опыт активного привлечения родителей к совместным коллективным делам. Например, школа №1247 традиционно проводит вместе с родителями много интересных мероприятий. В День знаний 1 сентября, когда учащиеся уходят на классные часы и тематические уроки, свободные от уроков учителя и родители (бабушки и дедушки) проводят встречу «Осенний вальс», во время которой родители общаются, знакомятся с новыми учителями и друг с другом. В субботу, 1 сентября 2012 года, в этом мероприятии участвовали более 90% родителей учеников школы. Важное для школы мероприятие - весенняя ярмарка, в рамках которой проходит выставка изделий ручной работы, сделанных детьми, родителями и учителями. Вырученные средства от их продажи направляют в фонд «Подари жизнь». В 2012 году управляющий совет школы направил 26 тысяч рублей в помощь больным детям, имеющим раковые заболевания. Ежегодно на школьной конференции проходит отчет управляющего совета, совета родительской общественности, ученического совета, публичный отчет представляет и руководитель образовательного учреждения. Все эти многие и другие объединяющие дела способствуют созданию комфортной и открытой образовательной среды, основанной на взаимодействии всех участников образовательного процесса.
Школа - это место, где созревает общество, так как школа - институт развития отношений. В «Книге для родителей» Антон Макаренко написал: «Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит, и историю мира». Насколько прав был великий педагог и как актуальны его слова сегодня!