Личный кабинет

Улица без разделительной полосы

Размышления директора о необходимости и формах партнерства школы и родителей.

Иванов Александр Юрьевич, директор негосударственного образовательного учреждения «Школа имени А.М. Горчакова», Санкт-Петербург, Павловск

Как школе сотрудничать с родителями, чтобы это взаимодействие было максимально полезно для ребенка? И как выстраивать отношения со школой, если ты и родитель, и директор в одном лице, и твои дети учатся во вверенном тебе учебном заведении?

Абсолютному большинству моих коллег — директорам школ в жизни приходилось решать нелегкую дилемму в отношении собственного ребенка. Учить ли его в своей школе или довериться профессионализму коллег по соседству? Остаться в позиции родителя и сознательно лишить себя возможности влиять на то, что происходит в школе с твоим ребенком? Или попытаться сохранить тонкую грань между состоянием родителя и учителя, но иметь возможности в интересах сына или дочери влиять на образовательную среду, содержание и качество образования?

Не будем лукавить, многие из нас предпочитают быть ответственными родителями и учить своих детей в той школе, где и работают. Детям нашим от этого только труднее, ведь всегда надо «соответствовать» тому, что ты дочь директора или сын классного руководителя.

Но мы при этом свято убеждены, что сделали все, чтобы программа была самая оптимальная, а результат обучения самый эффективный. В современном российском образовании известно немало случаев открытия авторских школ для «своего» ребенка. А еще можно проявить инициативу и стать директором той школы, куда пошел твой ребенок, — факт сегодня уже не единичный.

А что на другой стороне баррикад?

Мало кому из нас, побывавших в роли «привилегированных» родителей, «повезло» побывать по другую сторону «баррикад». Оказаться родителем, временно не имеющим отношения к системе образования, но понимающим все перипетии устройства школы, в которой учится твой ребенок. И понять, что школа для родителей остается пока терра инкогнита, в которой таинство обучения наших детей происходит за закрытой от родителей дверью.

Так возможно ли сегодня перестроить эту «двустороннюю улицу школьного обучения», которая, по меткому выражению Майкла Фуллана, «нигде больше… не находится в таком плачевном состоянии и не нуждается в социальной реконструкции, как в ситуации отношений между родителями, обществом и школами». Перестроить ну если не в улицу с односторонним движением, то хотя бы в улицу без разделительной полосы?

Современные исследователи образования рассматривают партнерство с родителями как необходимый фактор изменений в системе образования. Майкл Барбер отмечает: «…в таком царстве субъективности, каким является сфера образования… более глубокое понимание взглядов родителей играет важнейшую роль. Школа, а соответственно и национальная политика, не придающая этому значение, обречена на провал».

Майкл Фуллан в книге «Новое понимание реформ в образовании» пишет: «Хорошо ли, плохо ли, но родители — первые педагоги для детей. Они отлично знают своих детей, это знание недоступно кому-либо еще. Они обладают огромным и совершенно непередаваемым интересом к успехам своих детей, а также обладают ценным знанием, навыками и желанием внести вклад, который исходит из их интересов, хобби, занятий и места, занимаемого в обществе. Наука очень ясно говорит о выгодах, а точнее, о необходимости участия родителей».

Анатолий Пинский в концепции проекта «Новая школа» также говорит о том, что «фактор конкретного вовлечения родителей в процесс школьного обновления, в управление изменениями, трудно переоценить». И в этой же книге приводится совершенно потрясающая цитата из речи министра образования США: «Только что инициированная президентом США реформа образования идет с большим трудом, и все может оказаться напрасным, если к делу не подключатся родители. Конгресс выработал план действий по обновлению образования, в котором предусматриваются активные способы вовлечения родителей в процесс обучения детей».

Решать не тактические, а стратегические задачи

В современной российской школе сделано, казалось бы, немало. По данным руководителя Центра стратегических разработок Академии социального управления Сергея Косарецкого, в регионах, участвующих в проекте модернизации образования, управляющие советы созданы практически во всех школах.

Но только десятая часть родителей считает, что государство и школа в полной мере учитывают пожелания семей относительно содержания и условий обучения. И при этом более 80% родителей готовы принимать участие в управлении школой по вопросам, касающимся непосредственно их детей.

В чем же причина такого диссонанса между формальными показателями благополучия в общественно-государственном управлении образованием и неудовлетворенностью родителей степенью своего влияния на школу?

С одной стороны, само педагогическое и часть экспертного сообществ высказывают мнение об отсутствии у родителей сформированных представлений о качестве образования, о консервативности родителей и их некомпетентности в оценке деятельности школы. Как некоторую компенсационную меру школы предлагают расширение каналов коммуникаций с родителями (более информативные и содержательные сайты школ, возможности участия родителей в анкетировании и т.п.), полагая, что такие меры кардинально изменят взаимодействие с родителями.

На самом деле в организации партнерства надо решать не тактические, а стратегические задачи. А стратегия в развитии партнерства с родителями заключается в абсолютной открытости школы. Необходимо признать индивидуализированный, а не коллективный интерес родителей к школе, преломляемый сквозь призму восприятия школы ребенком. Школа также должна принять тот факт, что взгляды родителей на школу отличны от взглядов школы на саму себя и вообще могут являться неправильными, как взгляды всех других людей. Опыт работы нашей школы может наглядно показать, как можно построить партнерство с родителями в реальной педагогической практике.

Честно признаюсь, что понимание и необходимости, и самого формата партнерства пришло в нашу школу после абсолютного провала иной концепции. Школа имени А.М. Горчакова, созданная как современная версия Царскосельского лицея, в первые годы пыталась построить систему обучения и воспитания с полным неучастием родителей в этих процессах. Исторические аналогии настраивали на оптимистический лад. Школа, так же как и Царскосельский лицей, работала с пансионом. В Лицее мальчики все шесть лет проводили вне семьи, и результат достигался блестящий. И на первом этапе развития нашей школы влияние семьи было минимизировано до встреч учеников с родителями в выходные дни.

Результатом такой политики стал многочасовой разговор родителей с учредителем школы и радикальное изменение взаимоотношений с семьями. Первым шагом стала реальная абсолютная открытость школы для родителей. В школе нет ни строгих вахтеров, ни дежурного администратора, встречающего родителей на входе. Пространство школы компактное и учится у нас всего два класса, так что всякий новый человек на нашей территории заметен, а родителей всех мы знаем в лицо.

Для посещений уроков родителям не требуется никаких разрешений, достаточно поздороваться с учителем перед уроком.

Прийти в школу к своему ребенку родители могут в любое удобное для них время и оставаться с ними сколь угодно долго, лишь бы это не мешало проведению уроков и занятий. Директор, так же как и любой учитель, всегда доступны для общения с родителями, у нас нет отдельных кабинетов, а есть большая учительская, в которую не надо даже открывать двери, потому что их попросту нет. Номер личного телефона директора опубликован на сайте, и каждый родитель знает, что позвонить по этому телефону можно в любое время суток. Таким образом, пространство школы «физически» открыто и доступно для каждого родителя.

Школа нашла свои варианты информационной открытости. На сайте школы есть не только новости школы, анонсы предстоящих мероприятий. Расписанием уроков, домашними заданиями для отсутствующих, размещенными на сайте, уже никого не удивишь. Но мы еще делаем рассылки для всех родителей с проектами нормативных документов школы. А на сайте открыт форум родителей, где заявить тему для обсуждения имеет право каждый из них. Классные руководители несколько раз в неделю пишут письма родителям — это информация о текущих делах, организационные объявления, экспресс-опросы родителей, да и просто поздравления с праздниками. Такая информационная политика обеспечивает доступ родителей не только ко всей информации о работе школы, но позволяет эту коммуникацию использовать в своих интересах. В ответ на наши письма мы получаем и индивидуальные просьбы относительно учеников, очень быструю реакцию на события в школе, запросы на получение каких-то школьных документов. По мере нашей информационной активности расширился круг участников информационного обмена, в нем сейчас участвуют и члены попечительского совета, выпускники школы и их родители.

Родители — реальные участники управления

Родители нашей школы стали и реальными участниками процесса управления школой. Педагогические советы легитимны только с присутствием родителей от каждого класса, право голоса у присутствующих на педсовете такое же, как и у педагогов. В состав рабочей группы по финансам школы, решающей все сложные вопросы с оплатой труда, финансированием текущей деятельности, приоритетами расходования школьного бюджета, входит один из родителей как член попечительского совета школы. Есть нормативные документы, определяющие составы дисциплинарной и наградной комиссии школы с обязательным участием родителей. Состав педагогов, сопровождающих учеников в путешествиях, также определяется группой, состоящей из руководителя поездки, классного руководителя и одного из родителей класса. Но самое существенное — родителям, так же как и другим участникам образовательного процесса, предоставлено право «законодательной инициативы» в школе. Не только родительский комитет, но и группа родителей из трех человек может предложить проект нормативного документа для обсуждения на педсовете.

Такая «внедренность» в реальные управленческие процедуры очень способствует действительной активности родителей.

Сложна, но возможна организация партнерства школы и родителей в непосредственной организации обучения. Родители принимают участие в обсуждении программ по предметам на педсоветах, это стало уже непреложным правилом. Перед началом учебного года в старших классах проводится презентация элективных курсов с обязательным приглашением родителей. При выборе индивидуального учебного плана в 10–11 классах возможны инициативные предложения родителей по темам элективов, и под данные предложения разрабатываются программы. А сами родители активно используют возможности посещения заинтересовавших их элективных курсов.

В настоящее время в школе есть элективные курсы, которые читают сами родители, имеющие для этого достаточную квалификацию. По нескольким программам дополнительного образования («Встречи с интересными людьми», «Экскурсии») исполнителями либо организаторами являются сами родители. А часть этих программ проводится с активным соучастием членов семей: это спортивные игры, школьный театр, проекты исторической реконструкции. В учебных проектах «История моей семьи в истории моей страны», «Публичный экзамен» кураторами учеников становятся сами родители.

Такое партнерство с родителями начинается уже в процессе приема в школу.

Собственно, принимается в школу не столько ребенок, сколько семья.

Для нас особенно ценно, когда знакомство со школой начинается задолго до непосредственного начала обучения. В некотором роде образцами являются английские школы, попасть в которые можно только при условии подачи заявления не позже чем за десять лет до поступления. Первое знакомство с родителями — это долгое собеседование директора, учредителя, членов попечительского совета. Условием собеседования являются вопросы родителей о школе. Во время этой первой встречи определяются взаимные обязательства сторон от проекта договора со школой до финансовых условий партнерства. После проведения собеседования все занятия и школьные события открыты для кандидатов.

Условием поступления в школу является выполнение программы для поступающих. Она включает в себя список дополнительного чтения, список классики отечественного и зарубежного кинематографа, рекомендации по посещению музеев, театров. Результаты исполнения программы оформляются в виде портфолио и передаются в приемную комиссию. Специально для своих абитуриентов школа ежегодно, во время осенних каникул, проводит творческий конкурс или конференцию. Мы обязательно приглашаем семьи кандидатов на все школьные события и праздники.

Окончательное решение о приглашении на вступительные испытания приемная комиссия принимает с учетом того, насколько качественно семья исполнила программу подготовки и насколько активно взаимодействовала со школой. Завершающий этап — это тестирование будущих учеников по уровню обученности. Такое вступительное испытание лишь фиксирует возможности ребенка освоить нашу программу. А его мотивация, ценности школой уже понимаются в процессе предварительного взаимодействия с семьей.

Опыт набора очередного класса в школу имени А.М. Горчакова показывает, что организация реального партнерства школы и родителей возможна. Такое партнерство состоится, если школа будет абсолютно открыта, готова к интенсивному информационному обмену и предоставлению достаточных возможностей родителям в управлении школой, сделает реальным участие родителей в процессе обучения своих детей.Источник

Для добавления комментария просим войти под своей учетной записью или зарегистрироваться на сайте