ВШЭ берет шефство над образовательным комплексом «Покровский квартал»
ВШЭ берет шефство над образовательным комплексом «Покровский квартал»
28 мая ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов был избран председателем управляющего совета школы № 2095 «Покровский квартал», в развитии которой университет будет участвовать.
Школа № 2095 «Покровский квартал» была создана в мае этого года путем объединения семи школ, шести детских садов и одного учебно-производственного комбината. Все они расположены в центре Москвы в так называемом Покровском квартале — на территории, ограниченной Мясницкой улицей, Садовым кольцом, улицей Воронцово поле и Лубянским проездом. Здесь же расположены 16 корпусов ВШЭ, в том числе здание Института образования в Милютинском переулке.
Цель проекта — не просто создать очередную большую школу, но и использовать в ее развитии ресурсы городской образовательно-культурной среды, в том числе университетов
Проект образовательного комплекса «Покровский квартал» был разработан при участии ВШЭ, и его цель — не просто создать очередную большую школу (в Москве в последние годы это стало обычной практикой), но и использовать в ее развитии ресурсы городской образовательно-культурной среды, в том числе университетов. Научным руководителем комплекса стал ведущий аналитик Центра развития лидерства в образовании ВШЭ Вячеслав Лозинг, в прошлом директор школы в Кемеровской области, участник движения педагогов-новаторов конца 1980-х — начала 1990-х годов.
Вышка давно и много сотрудничает со школами — есть базовые школы, в прошлом году был открыт свой лицей. Суть этой работы, считает Ярослав Кузьминов, не в том, чтобы подготовить детей к сдаче ЕГЭ и поступлению в вуз, а чтобы дать им возможность примерить к себе разные профессии, в том числе не связанные с традиционными школьными предметами, — например, философию, востоковедение, прикладную математику, дизайн. Но поскольку готовиться к поступлению все равно необходимо, лучше это делать в одном месте — в противном случае слишком много времени уходит на поездки к репетиторам или на подготовительные курсы во второй половине дня.
Школа № 2095 как большой образовательный комплекс даст детям и родителям возможность выбирать и образовательные траектории, и учителей, которых будет много, и они смогут учить друг друга
Теперь же Вышка решила принять участие в формировании школьного комплекса и взять над ним шефство. Это не только организация проекта и участие в его реализации, но и работа со старшеклассниками, а по ряду направлений — и с детьми других возрастов, организация работы кружков, секций в зависимости от интересов детей и их родителей, причем не только на базе университета. Школа № 2095 как большой образовательный комплекс даст детям и родителям возможность выбирать и образовательные траектории, и учителей, которых будет много, и они смогут учить друг друга. В маленькой школе есть один-два учителя по каждому предмету, здесь же создается большой педагогический коллектив с реальными возможностями профессионального развития.
Если в прежние времена учитель был по определению авторитетом для всех в обществе (хотя бы уж потому, что зачастую был более начитанным и знающим, чем окружающие), то теперь многие родители образованы не хуже, а то и лучше, чем учителя, и это серьезный вызов системе образования, констатирует Ярослав Кузьминов. Реализовать возможности семей в управлении школой можно через управляющий совет, в которой входят работники школы, родители и старшеклассники.
Председатель управляющего совета выполняет в основном представительские функции — проводит заседания раз в квартал, представляет комплекс «во внешней среде», помогает в создании попечительского совета комплекса. Повседневную работу выполняют его заместители, руководители комитетов и комиссий.
Деятельность управляющего совета не должна дублировать работу администрации, при том что, по мнению Ярослава Кузьминова, на сегодня управляющий совет школы № 2095 имеет слишком много полномочий — как в армии в марте 1917 года, когда солдаты голосовали, идти ли в атаку. Поэтому нужно четко разделить полномочия директора, администрации школы и представительской власти. Понятно, что управляющий совет не должен определять размер стимулирующих надбавок учителям, но вполне может предотвратить скандал, если администрация несправедливо «зажимает» хорошего учителя. Нет смысла в «одобряющей демократии», а провозглашение абсолютных полномочий управляющего совета — прямой путь к тому, что он превратится в «автомат для голосования». Поэтому в ближайших планах работы управляющего совета — четкое определение полномочий его комитетов и комиссий.
Борис Старцев, специально для новостной службы портала ВШЭ