Результаты обсуждения концепции преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях Российской Федерации
11 декабря 2015 года на нашем сайте завершилось общественно-профессиональное обсуждение концепции преподавания русского языка и литературы.
Общественно-профессиональное обсуждение – это один из этапов разработки концепции, в ходе которого была получена оценка концепции со стороны профессионального сообщества и всех заинтересованных лиц. Также были собраны предложения и замечания от участников обсуждения.
Целью разработки концепции преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях Российской Федерации является обозначение проблем, существующих в сфере преподавания этих учебных предметов в школах разных типов, а также определение возможных путей их решения и условий, способствующих развитию языкового и литературного образования школьников.
Вместе с утвержденными в законодательном порядке Федеральными государственными образовательными стандартами и Примерными основными образовательными программами концепция составляет основу филологического образования в школе.
Концепция будет использована при разработке новых учебно-методических материалов, она будет положена в основу экспертизы новых учебников по русскому языку и литературе, кроме того, концепция должна лечь в основу разработки образовательных программ по повышению квалификации и переподготовке специалистов в области преподавания русского языка и литературы.
Работа по созданию концепции преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях была запущена в 2015 году.
На данный момент концепция прошла профессионально-общественное обсуждение и экспертизу. Обсуждение проводилось на сайте Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования www.apkpro.ru, на краутсорсинговой площадке edu.crowdexpert.ru, на других площадках. И мы также присоединились к обсуждению.
На нашем сайте любой заинтересованный человек мог оставить свои предложения и замечания к текущей редакции концепции.
Обсуждение на нашем сайте проводилось с 12 ноября 2015 года по 11 декабря 2015 года, в обсуждении приняли участие более 80 человек. Наиболее активное участие приняли представители таких регионов, как Республика Хакасия, г. Москва и Московская область, Саратовская область, Красноярский край. Активно влились в обсуждение концепции и представители новых субъектов Российской Федерации – из Республики Крым.
В целом, на сайте было высказано большое количество предложений, в основном, от лица учителей, которые составили большую часть опрошенных.
Приведем некоторые высказанные ими предложения:
- практическую часть программ по русскому языку и литературе следует поручить разрабатывать учителям-практикам, а не теоретикам;
- увеличить количество часов, отведенных на изучение материала по литературе в старших классах;
- ввести двухуровневую систему ЕГЭ по русскому языку;
- провести общественное обсуждение списка литературных произведений, рекомендованных для изучения на разных этапах школьного образования;
- разработать четкие критерии оценивания для детей-билингвов и детей, для которых русский язык является неродным;
- рассмотреть возможность решения проблемы обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях и профессиональную переподготовку учителей;
- пополнить образовательную программу по литературе произведениями современной литературы;
- рассмотреть вопрос увеличения материально-технической базы сельских школьных библиотек.
По результатам обсуждения мы можем отметить положительную оценку концепции со стороны профессионального сообщества. По итогам обсуждения видно, что у концепции есть как сторонники, так и противники. Предложения и замечания высказаны, в основном, учителями русского языка и литературы, которым предстоит опираться на данную концепцию в своей работе, и это логично, ведь именно учителя являются основными исполнителями и проводниками любого изменения в системе образования.
Мы увидели ряд вопросов и проблем этой категории респондентов, к чему, как нам кажется, следует отнестись со всей серьезностью при подготовке итогового документа. Очевидно, что на следующих этапах работы над концепцией преподавания русского языка и литературы предполагается учет замечаний и внедрение предложений, которые были получены в ходе всеобщего обсуждения проекта.
Мы уверены, что дискуссия на нашем сайте с участием учителей-предметников, руководителей школ, родителей и экспертов о том, каким должно быть преподавание русского языка и литературы в России, позволит учесть и проработать сложные вопросы при подготовке концепции.