Е. С. Черницына
Уважаемая г-жа Е.С. Черницына.
Искренне сожалею, что мое «подробное … объяснение сущности государственно-общественного управления» в образовании оказалось недостаточно Вам понятным. С данной формой управления государственными (муниципальными) автономными и бюджетными образовательными учреждениями Вы лично, как частное лицо, вправе не соглашаться. О личных вкусах не дискутируют. Однако в качестве директора МАОУ Прогимназии № 81 у Вас такого права уже нет. Органы управления образованием и руководители образовательных учреждений просто обязаны выполнять требования статей 2, 13, 35 Закона Российской Федерации об обязательном соблюдении и о порядке исполнения и реализации в управлении образовательным учреждением указанного принципа организации управления.
В данном случае никаких противоречий российское законодательство не содержит. Наоборот: в законе даны четкие и ясные нормативные предписания о формах реализации в образовательных учреждениях принципа государственно-общественного управления и об обязательности реализации этого принципа безотносительно к тому, нравиться это некоторым частным лицам, или вызывает их возражения. Закон есть закон. И именно он является тем самым основанием для привлечения к управлению образовательным учреждением потребителей образовательных услуг.
Другим основанием является то очевидное обстоятельство, что все без исключения государственные (муниципальные) учреждения и оказываемые ими услуги населению оплачены из бюджетов разных уровней. Бюджеты эти наполняется за счет денежных средств налогоплательщиков. То есть, например, родители являются не только заказчиками и получателями образовательных услуг, но и оплатили эти услуги изначально своими налоговыми отчислениями в бюджеты. И у налогоплательщика имеется естественное право - участвовать в контроле расходования и в управлении расходованием бюджетных средств в той или иной установленной законодательством форме. В образовательных учреждениях для родителей это право дополнительно реализуется также и в форме государственно-общественного управления учреждением. И именно в этой логике в пункте 1 статьи 52 Закона РФ «Об образовании» указано, что родители (законные представители) несовершеннолетних детей не только «…имеют право выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка…» но также и «принимать участие в управлении образовательным учреждением» (в ред. Федерального закона от 21.07.2007 N 194-ФЗ).
На Ваш вопрос «каким образом» также отвечает Закон РФ об образовании», многочисленные подзаконные нормативные акты федерального уровня, инструкции и методические рекомендации Министерства образования и науки РФ, а также многочисленные научные исследования и обширная и достаточно популярная отечественная и зарубежная литература на тему государственно-общественного управления в образовании, очень широкая на сегодняшний день практика государственно-общественного управления образовательными учреждениями как в России, так и в большинстве сколько-нибудь развитых и демократических стран.
В медицинских и иных государственных и муниципальных учреждениях пока принцип государственно-общественного управления не реализуется, так как сегодня не имеется законодательных предписаний в отношении учреждений медицины, культуры и других.
Седельников А.А.
Задать вопрос