ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ – особый тип управления, характерной чертой которого является постоянное ответственное участие и взаимодействие в управлении образованием субъектов и их органов, с одной стороны, выражающих и представляющих интересы, политику, гарантии и компетенцию государства в области образования (федеральные, региональные органы государственной власти и управления, их органы управления образованием, а также в части полномочий, закрепленных за ними законодательством в области образования, органы местного самоуправления и руководители подведомственных им образовательных организаций), с другой стороны, выражающих и реализующих интересы общества, населения.
Государственно-общественное управление образованием может осуществляться как путем создания раздельных, но взаимодействующих органов и форм государственного и общественного управления образованием, так и путем создания совместных органов и форм государственно-общественного управления образованием.
Термин «государственно-общественное управление образованием» появляется на волне демократизации школы в образовательных дискуссиях конца 80-х гг. ХХ века (Февральский 1988 г. Пленум ЦК КПСС; Всесоюзный съезд работников народного образования (декабрь 1988 г.); Закон РФ «Об образовании» (1992-2012, ст.2)), когда демократический, государственно-общественный характер управления образованием был провозглашен в качестве одного из принципов государственной политики РФ в области образования.
В наши дни государственно-общественное управление образованием продолжает оставаться одной из основ существования и развития школы. В статье 89 «Управление системой образования» Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» зафиксировано: «Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер».
В статье 26 этого Закона, посвященной управлению образовательными организациями, четко обозначено место государственно-общественного управления образованием и его органов в управлении школой:
«3. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.
4. В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации…, педагогический совет …, а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом…
5. Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации: создаются советы обучающихся…, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы…
Таким образом, Закон четко отличает органы коллегиального управления школой от представительных органов (органов самоуправления) отдельных групп участников образовательных отношений.
Научная и методическая информация по тематике государственно-общественного управления образованием широко представлена на сайте Института государственно-общественного управления образованием (ИРГОУ - http://www.gouo.ru)