ГОСУДАРСТВЕННОЕ (МУНИЦИПАЛЬНОЕ) ЗАДАНИЕ – ключевой управленческий документ и стимулирующий работу подведомственных организаций инструмент органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих функции и полномочия учредителя (далее – учредитель), основа для финансового обеспечения деятельности учреждений.
Объем бюджетных ассигнований учреждению определяется именно содержанием и объемом оказываемых организацией государственных (мунипальных) услуг или выполняемых работ, качеством их выполнения.
Согласно положениям пункта 2 статьи 4 Федерального закона №174-ФЗ «Об автономных учреждениях» и статьи 9.2 Федерального закона №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» автономное и бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность на основании государственного (муниципального) задания, сформированного в соответствии с видами деятельности, отнесенными уставом учреждения к основным видам его деятельности.
Таким образом, в указанных федеральных законах прямо указано, что каждому бюджетному и автономному учреждению должно быть установлено государственное (муниципальное) задание, которое на основании статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации должно содержать:
–– определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;
–– порядок оказания соответствующих услуг.
Форму задания устанавливает орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.
В государственное задание включаются «услуги», например обучение по программе начального общего образования, и «работы», например разработка методического пособия.
Государственное задание может устанавливаться на оказание нескольких государственных услуг (на выполнение нескольких видов работ).
Объем задания становится переменной величиной и должен зависеть не от исторически сложившихся объемов сметного финансирования, а от планируемых результатов деятельности учреждений, качества оказываемых ими услуг (выполнения работ) и иных факторов по решению учредителя.
Государственное (муниципальное) задание для различных учреждений, в том числе общеобразовательных организаций, устанавливается с учетом:
• прогнозируемой потребности в соответствующей государственной (муниципальной) услуге, оцениваемой на основании динамики количества потребителей услуг, уровня удовлетворенности существующим объемом и качеством услуг;
• возможностей учреждений по оказанию услуг (выполнению работ);
• показателей фактического выполнения учреждениями задания в отчетном и текущем финансовых годах;
• объемов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до главных распорядителей бюджетных средств.
Знакомство Управляющего совета с государственным (муниципальным) заданием является необходимым условием понимания им задач и содержания текущей деятельности образовательной организации, имеющихся в наличии основных финансовых ресурсов для ее обеспечения и, следовательно, принципиально важно для осуществления функций стратегического управления.
Перспективной задачей является создание условий для участия Управляющих советов в формировании государственного (муниципального) задания.