ПУБЛИЧНЫЙ (ОТКРЫТЫЙ) ДОКЛАД ШКОЛЫ – стратегический документ школы; средство обеспечения информационной открытости и прозрачности деятельности школы, форма широкого информирования общественности об основных результатах и проблемах ее функционирования.
Публичный (открытый) доклад школы – ежегодное аналитическое издание, содержащее комплексную характеристику актуального состояния системы образования, содержания деятельности за отчетный (годичный) период и динамику основных показателей развития.
Публичность открытого доклада школы выражается в обязательном его представлении общественности: родителям, социальным партнерам, представителям власти, всем заинтересованным лицам – в виде отдельного издания, через СМИ, в сети Интернет.
Подготовка и распространение доклада рассматриваются сегодня как необходимая функция органов управления образованием (администрации образовательного учреждения).
Публичный (открытый) доклад школы призван ответить на следующие основные вопросы:
• Как система образования реализует свои основные функции?
• Все ли дети имеют равные возможности получить образование?
• Какой уровень и качество образования им обеспечивается?
• Как реализуется социально-воспитательная функция системы образования?
• Каковы ресурсы системы и насколько эффективно они используются?
• Каково положение педагогов – ключевого звена системы образования?
• Как выглядит система образования по сравнению с другими образовательными системами соответствующего уровня по ключевым показателям?
• Какие меры предпринимаются для развития системы образования – направления деятельности, результаты, перспективы?
Сегодня в российском образовании Публичный (открытый) доклад школы не является обязательным документом, предоставляемым образовательной организацией. В качестве такового законодательно закреплен отчет о результатах самообследования.
В сложившейся нормативной ситуации отчет о результатах самообследования образовательной организации зачастую рассматривается как тот самый публичный отчет. Но от комплексного понятия «публичности», которое использовалось применительно к публичному (открытому) докладу школы, в этом отчете осталось только его открытое размещение на общедоступных сайтах образовательных организаций. Другая важная сторона публичности – ориентация на всех пользователей (читателей), реализуемая через учет интересов потребителей образовательных услуг, через публицистический стиль изложения, насыщенность иллюстративным материалом, доступный язык текста, – оказалась за рамками данного документа. В связи с этим регламентируемый законодательством отчет о результатах самообследования можно назвать открытым, но нельзя считать в полной мере публичным.
Для образовательных организаций, ориентированных на пользователя, стремящихся к открытости и конструктивному диалогу с потребителями образовательных услуг, сохраняется необходимость создания того самого «публичного» в полном смысле этого слова доклада. И здесь базовым становится вопрос о поиске разумного распределения ресурсов (кадровых, временных, информационных) между работой над этими двумя документами, с тем чтобы минимизировать отчетную нагрузку на школу.
В этом направлении можно выделить четыре основных варианта возможного развития публичной отчетности:
1. Интеграция публичного доклада в отчет о результатах самообследования, в его аналитическую часть.
2. Разворачивание публичного (открытого) доклада школы в систему презентационных мероприятий, включающих различные встречи, выступления, сообщения в СМИ и на публичном информационном пространстве Интернет.
3. Полная передача Управляющему совету функций по подготовке публичного (открытого) доклада школы и ответственности за его результат.
4. Изменение формата самого документа публичного (открытого) доклада школы таким образом, чтобы сохранить его публичность (во всех смыслах), презентационность, информативность и ориентацию на потребителей образовательных услуг, но сделать его более компактным, ярким и менее трудозатратным.
Управляющий совет призван стать активным участником подготовки публичного (открытого) доклада школы на всех этапах, начиная с согласования структуры и заканчивая презентацией и организацией обратной связи с читателями.