РЕЙТИНГИ ШКОЛ – форма представления результатов сопоставительной оценки школ, при которой участники рейтинга размещаются в определенной последовательности в зависимости от оценок, полученных по различным показателям их деятельности.
Кроме рейтингов, существуют также иные формы представления результатов оценки: ренкинги, топ лучших, таблицы лиг, обобщенная аналитика.
Однако рейтинги школ получили особую популярность, поскольку обладают рядом презентационных преимуществ:
–– наглядность: в ранжированном, упорядоченном списке сразу понятно, кто как выглядит: «чем выше – тем лучше» (или наоборот);
–– доступность: любому, даже неподготовленному пользователю, понятно такое схематическое представление результатов.
При конструктивном управленческом подходе рейтинги школ могут выполнять следующие функции:
1. Мотивация к развитию. Публичное сопоставление с другими является серьезным стимулом для пересмотра своей работы, ее результативности и поиска механизмов повышения своих результатов в рейтингах школ.
2. Продвижение приоритетов. Заложенные в рейтинге критерии, по которым оцениваются и сравниваются школы, становятся важными для участников рейтинга. Сотрудники и руководители образовательных организаций начинают уделять более серьезное внимание тем направлениям деятельности, которые связаны с этими критериями.
3. Выбор. Результаты рейтингов школ могут стать основанием для выбора для любых участников образовательных отношений. Потребители образовательных услуг могут использовать их для выбора школы. Учредитель, органы управления образованием – для отбора школ, например, при проведении конкурсных процедур. Сами ОО могут использовать рейтинги школ для выбора партнеров для совместных проектов или для обмена опытом. В частности, изучение опыта тех, кто работает в сходных условиях, но демонстрирует лучшие результаты, может стать полезным механизмом развития школы.
Эффективность использования результатов рейтингов школ во многом зависит от той позиции, которую занимают руководители образовательной организации, в том числе ее Управляющий совет.
Важными условиями для эффективного использования рейтингов школ являются:
• понимание целей рейтинга и особенностей построения его методики;
• выявление потенциала рейтинга для развития школы;
• минимизация рисков негативного влияния рейтингов на школу.
Среди механизмов работы Управляющего совета с рейтингами школ следует особое место выделить информационному сопровождению, разъяснительной работе и организации коммуникативных площадок для обсуждения результатов рейтинга для всех участников образовательных отношений.