СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ШКОЛЫ – важный продукт стратегического планирования жизнедеятельности школы на стадии стратегического целеполагания; судьбоносные, важнейшие для выживания и развития цели школы, достижение которых обеспечивает ее общий стратегический успех; данный термин обозначает совокупность конкретных образов желаемого будущего, конкретных результатов, которые должны быть достигнуты в итоге реализации стратегических планов.
Современный образовательный менеджмент предлагает последовательно отличать стратегические цели школы:
• от миссии, так как миссия не должна формулировать образ конкретного результата, ограничиваясь указанием главных областей и видов деятельности, общего предназначения образовательной организации, системы, проекта;
• от идеала, так как цель, которая может строиться на основе идеала как образа высшего совершенства, в отличие от этого идеала должна обязательно быть реальной, выполнимой и в конечном счете – стать выполненной, достигнутой;
• от функций, так как констатация, например, того, что школа занимается обучением, воспитанием, психическим развитием и оздоровлением учащихся, еще ничего не говорит нам о конкретных целях школы, которые ставятся и достигаются в рамках этих функций;
• от направлений деятельности, тем, над которыми работает школа или система, так как при всей важности, например, построения вариативной системы образования, дифференциации и гуманизации обучения все эти направления изменений в школе не заменяют постановки конкретных целей, которые должны быть достигнуты в ходе их реализации;
• от намерений, так как далеко не все намерения (даже очень благие) являются серьезными и ведут к началу целеустремленной деятельности. Для цели же этот признак является очень важным и существенным.
Под хорошо сформулированной и поставленной целью понимается реалистический, соотнесенный с потребностями и возможностями образ желаемого будущего результата совместной деятельности, заданный таким образом, чтобы:
–– всем участникам работы был максимально конкретно, четко и однозначно виден характер и уровень этого результата;
–– были названы по возможности точные сроки его получения;
–– обозначены допустимые или предельные затраты ресурсов, времени, усилий, которые должны быть при этом затрачены;
–– был доведен до конкретных исполнителей, определен с их участием или согласован с ними;
–– был понят и принят участниками работы и побуждал их к активной и продуктивной деятельности.
В стратегическом планировании на первом месте выступают стратегические устремления и ориентиры, которые обозначаются с максимально возможной для них конкретностью, но никак не заменяют более точных частных целей и задач школы, системы, проекта, которые формулируются на основе этих общих устремлений, но позже – в рамках реализации выработанной стратегии. На уровне школы можно говорить о следующих областях стратегического целеполагания. Первой и главной такой областью или группой результатов школы являются социально и личностно значимые образовательные результаты (которые порождаются прежде всего образовательной подсистемой школы, но при участии и содействии всех остальных подсистем), описываемые обычно в форме модели выпускника школы. Если модель выпускника описана с акцентом на существенные свойства ожидаемого результата, необходимые и востребованные всеми заказчиками, она выступает одновременно как своеобразный внутришкольный стандарт качества образования. Для современной школы обеспечение достойного уровня качества образования является главным стратегическим устремлением и главным показателем успеха.
Второй областью стратегического целеполагания в школе выступает качество жизни участников образовательного процесса, то есть общие устремления определяются в терминах условий, обеспечивающих нормальное (как минимум) качество:
• школьной жизни детей, включая уровень их школьного самочувствия, настроения, мотивации (такие устремления связаны с обеспечением комфортности школьной среды, с возможностью доставки детей из отдаленных деревень в школу, с качеством питания в школе, с возможностью занятий спортом и оздоровления и т. д.);
• профессиональной жизни работников школы (такие устремления связаны с условиями обогащения труда учителей, развития его творческой составляющей, с созданием системы стимулирования продуктивной и результативной, в том числе инновационной, деятельности и т. д.);
• жизни родителей и семей, в рамках которой школьные успехи и школьное самочувствие детей имеют очень большое значение.
Устремления из этой области в случае успеха оказывают сильное положительное влияние на качество образования детей.
Третьей областью стратегического целеполагания в школе является область развития профессионализма и личности учителей в школе. Важность этой группы возможных целей школы трудно переоценить в условиях тех кадровых трудностей, с которыми столкнулась школа. Думается, что абсолютно нетерпимое положение, в котором оказался сегодня учитель, объясняется не только экономическими трудностями, но и многолетней привычкой рассматривать учителя только в качестве средства для развития детей, подкрепляемой «снизу» традиционным альтруизмом и самоотверженностью российского учителя.
Четвертой группой стратегических ориентиров школы могут стать цели, выдвигаемые относительно качества коллектива школы, развития его ценностно-ориентационного единства, сплоченности, совместимости, организованности и т. п.
Пятой группой стратегических устремлений школы могут стать устремления в области социальных вкладов школы и последствий ее жизнедеятельности для социума. Очень полезно сформулировать, на какие изменения в жизни ближней среды будет работать школа, какой вклад она внесет в развитие муниципальной образовательной системы, какую помощь школа окажет ветеранам войны и труда, родителям и т.д.
Заметим, что успешное достижение школой таких целей дает школе такой ценнейший «капитал», как доброе имя, репутация, имидж в глазах населения, органов управления образованием, местной администрации. При этом школа не должна стесняться пропагандировать свой вклад в развитие социума или ждать, пока ее самоотверженный труд заметят со стороны. Современная позиция школы предусматривает активное развитие связей с общественностью, включающих в себя и работу по развитию у населения благоприятного отношения к школе.
Шестой группой стратегических устремлений могут стать цели в области качества школы как целостной организации.
Управляющий совет школы как орган стратегического управления школой принимает участие в выборе и формулировании стратегических целей школы, переводе их в более частные и конкретные цели, в обеспечении их выполнения необходимыми ресурсами, в контроле их реализации.