СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛОЙ -
1) в более широком смысле – современная модификация и особый тип управления школой, предназначенный для достижения и поддержания школой долгосрочного успеха в условиях динамичной, неопределённой и конкурентной среды; в этом смысле стратегическое управление школой часто именуется стратегическим походом к управлению школой и распространяется на всю школу, подчиняя себе другие уровни задач управления (тактические, оперативные, сиюминутные) и становясь основой формирования всей системы управления школой;
2) в более узком смысле – составляющая практики внутришкольного управления; деятельность различных субъектов управления (включая Управляющий совет школы), нацеленная на решение наиболее важных для долгосрочного успеха школы стратегических задач, подготовку, принятие и реализацию стратегических управленческих решений и опирающаяся при этом на особое, стратегическое управленческое мышление, специфические способы деятельности, основанные на применении концепции и инструментария стратегического менеджмента как одной из ключевых парадигм современного управления.
Стратегическое управление школой предполагает:
• особую организацию потока управленческих действий, при которой между постановкой стратегических целей и конкретными действиями по их выполнению встраиваются специальные управленческие решения – стратегии;
• реализацию усилиями системы управления, объединяющей высшее руководство школы (в современных условиях высшее руководство школы представлено ее директором и Управляющим советом) с привлекаемыми представителями школьного сообщества и партнеров;
• нацеленность на удовлетворение потребностей общества и заинтересованных сторон школы (стейкхолдеров), эффективное осуществление социального заказа, миссии школы, создание и утверждение социально значимых ценностей, на достижение и поддержание школой долгосрочного успеха и конкурентных преимуществ перед другими организациями;
• осуществление на основе стратегического выбора и осуществления ключевых направлений и видов деятельности, стратегической ориентации поведения, ценностей, миссии, видения, целей, а также соответствующих им стратегий, предполагающих выбор приоритетов в деятельности, подчинение им всей повседневной работы и адекватное распределение ресурсов;
• опору на специальные концептуальные, понятийные и методические средства стратегического менеджмента;
• постоянное активное взаимодействие с динамичной, неопределенной и непредсказуемой конкурентной средой;
• движение во времени в форме сменяющих друг друга циклов стратегических изменений;
• разработку особых, стратегических документов (программы развития школы, образовательной программы, публичного доклада).
Управляющий совет является органом стратегического управления школой.