Старая версия сайта
Личный кабинет

АВТОНОМИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ – один из основных принципов государственной политики Российской Федерации в области образования согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (см. ст. 3 Закона: «9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций»). 

Согласно статье 28 этого Закона «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» «образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам».

Реализация этого принципа связана с серьезной децентрализацией управления в сфере образования и означает существенное расширение автономных прав, полномочий, компетенции, а также ответственности образовательных учреждений.

Автономия образовательной организации связана с приобретением образовательными организациями прав юридического лица, с разработкой устава образовательной организации, с выработкой её общей и образовательной стратегии, основных направлений развития.

Правильное понимание и осуществление принципа автономии образовательной организации в практике школ предполагает и сознательное избегание таких крайностей, как стремление к полной самостоятельности и независимости школ от государственного и общественного контроля, от социального заказа на образование, от территориальных образовательных систем. Такая практика самоизоляции, замкнутости, автаркии школы означала бы искажение принципа автономии образовательной организации и могла бы привести школу к полной деградации.

Успешная реализация принципа автономии образовательной организации одинаково важна и для развития образования в стране в целом, так как она является основой и источником возможностей для более полного учета и удовлетворения все более сложных и многообразных потребностей заказчиков на образование, и для развития каждой образовательной организации, так как именно автономия образовательной организации создает благоприятные условия для раскрытия уникальных возможностей, потенциала школы, ее индивидуальности.

Анализ практики показывает, что возможности развития государственно-общественного управления школой непосредственно связаны со степенью ее автономии. Чем выше уровень самостоятельности школы, больше свободы она имеет в определении стратегии и тактики развития, тем более широким становится поле для работы органов коллегиального управления и выше вероятность освоения ими реальных управленческих полномочий.