Личный кабинет

ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ ШКОЛЫ – согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» один из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования (автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций).

В прикладном смысле информационная открытость школы – это обеспечение двустороннего информационного обмена между различными участниками образовательного процесса и иными заинтересованными субъектами, обеспечивающего удовлетворение информационных потребностей стейкхолдеров относительно деятельности образовательной организации и позволяющего школе и ее органу управления получать обратную связь.

Информационная открытость школы является следствием информационной глобализации и лавинообразного развития информационно-коммуникационных технологий. Поэтому данные процессы, по сути, являются естественными для всего современного общества.

Информационная открытость школы важна в ситуации информационной асимметрии, характерной для образовательных отношений ситуации, при которой одна из групп участников отношений (производители образовательных услуг: школа, ее сотрудники) владеет большим объемом информации, необходимой для ведения своих дел, чем другая (потребители: родители и обучающиеся). В этих условиях возникают риски неудачного (неправильного) выбора семьями образовательной организации для своего ребенка, а также риски увеличения количества низкокачественных образовательных услуг. Ведь оценить качество образовательных услуг родителям очень непросто как в силу дефицита соответствующих знаний, так и исходя из специфики образования, где зачастую результат становится очевиден только спустя несколько лет.

Информационная открытость школы имеет два основных вектора направленности:

–– «вовне» – информирование внешнего сообщества, в том числе семей, родителей обучающихся о том, что происходит в школе, предоставление потребителям и всем заинтересованным лицам достоверной и полной информации об образовательной организации;

–– «извне» – обеспечение стейкхолдерам возможностей для непосредственного общения с работниками образования, получение обратной связи от внешнего сообщества, социального окружения школы, родителей обучающихся об их ожиданиях, запросах, интересах и возможностях в отношении школьного образования.

Две основных функции информационной открытости школы связаны:

–– с усилением её конкурентоспособности через информирование о своих преимуществах и выяснение запросов потребителей;

–– с повышением соответствия школьного образования запросу потребителей и основным современным тенденциям развития образования.

Эффективность информационной открытости школы складывается из следующих позиций:

1. Наличие информации, сведений и документов, которые соответствуют пользовательскому запросу и обеспечивают информационные интересы и потребности заинтересованных сторон;

2. Востребованность информации и сервисов, обеспечивающих коммуникацию (открытость). Показателем востребованности является обращение потребителей к данным информационным источникам, запрашивание той или иной информации.

3. Полезность (используемость) этих сервисов и информации для решения конкретных прикладных задач всех участников образовательных отношений.

Информационная открытость школы имеет свои минусы и риски для развития школы. Наиболее известными и существенными из них следует считать:

–– формальный подход руководителей и сотрудников школы к обеспечению информационной открытости, низкая мотивация к открытости работников школы;

–– пассивность пользователей школьных информационных ресурсов;

–– неадекватное отношение пользователей к опубликованной информации и предоставляемым возможностям для обратной связи;

–– риск принятия неадекватных санкций со стороны органов управления образованием;

–– переизбыток информации, который приводит к перенасыщению информационного поля, так что пользователю становится трудно ориентироваться в информации;

–– перегрузка сотрудников требованиями постоянных отчетов, публикаций на сайте, участия в обсуждениях на форуме и т. д., которые в итоге могут занять слишком много времени педагога и негативно сказаться на качестве его основной работы.

Одно из принципиальных отличий системы информационного взаимодействия между производителями и потребителями образовательных услуг обусловлено преимущественно государственным характером этой услуги. В связи с этим систему информационной открытости российского образования в отличие от бизнеса следует считать не двух-, а трехсторонней, где третьей, причем самой активной стороной, выполняющей регулирующие функции, является государство.

Активная позиция государства проявляется через воздействие на стороны взаимодействия (систему образования и общественность), а также на само информационное поле и потоки информации, которыми стороны обмениваются. Подобное регулирование осуществляется через законодательное закрепление требований к информационной открытости образовательных организаций (ст. 29, №273-ФЗ) и соответствующие подзаконные нормативные правовые акты, исполнение которых контролируется контрольно-надзорными органами в сфере образования.

Однако даже самое эффективное государственное регулирование и контроль не обеспечит необходимый уровень информационной открытости школы, если ценности открытости не будут приняты школой в качестве базовых оснований деятельности, а их реализация не обеспечена соответствующими механизмами и ресурсами. Управляющий совет школы может и должен способствовать реализации данного перспективного сценария.