Старая версия сайта
Личный кабинет

МИССИЯ ШКОЛЫ – одно из важнейших понятий стратегического управления школой и важная характеристика школы; принятое школьным сообществом и официально декларируемое решение о смысле и об общем назначении существования и деятельности данного образовательного учреждения на обозримое будущее, его главных принимаемых на себя обязанностях по отношению к наиболее важным клиентам, соотнесенное с адресуемым ему социальным заказом, с его возможностями. Миссия школы призвана охватить в совокупности и отразить все важнейшие перспективные устремления данного школьного сообщества.

Миссия школы (как и миссии организаций вообще) часто называют главной целью организации. Однако если понимать под целью конкретный образ желаемого результата деятельности, придется признать, что миссия не цель, а важная основа целеполагания, задающая рамки и направления, внутри которых будут ставиться и достигаться конкретные цели; при одинаковой миссии школы могут и будут ставить различающиеся конкретные цели. Миссия школы должна стать итогом коллективного решения членов школьного сообщества, решения, учитывающего требования социального заказа и реальные возможности и потребности педагогического коллектива.

Определение и документирование конкретными школами своей особой миссии – явление новое для российского образования (раньше говорили лишь об общей высокой миссии учительства и советской школы). Оно связано с автономностью образовательных организаций и возрастающим разнообразием школ и условий их жизнедеятельности.

Определить миссию школы – значит чаще всего и определить статус, так как различные варианты общеобразовательных школ существенно отличаются друг от друга именно по принимаемой на себя типичной миссии. Гласно заявляя о своей миссии, школа как бы предъявляет своим потенциальным заказчикам, клиентам, партнерам свою визитную карточку, что очень важно для будущих цивилизованных взаимоотношений.

Миссия школы как социально ответственной системы, имеющей многих клиентов, заказчиков, партнеров, будет более или менее полной, если она определяется и формулируется одновременно по отношению к школьникам и их образованию, заказчикам школы, муниципальной образовательной системе, сотрудникам школы и т. д. Что школа может предложить детям, кроме собственно образовательных услуг? что школа готова сделать для своих сотрудников? что школа собирается сделать для муниципальной образовательной системы, более широкой социальной среды?

Во избежание противоречий между интересами школы и территориальной образовательной системы, миссию школы следует согласовывать с органами управления образованием на местах, которые призваны представлять общие интересы населения в области образования.

Будучи органом стратегического управления школой, Управляющий совет школы призван активно участвовать в формулировании миссии школы, ее обязательств перед социумом.