Старая версия сайта
Личный кабинет

НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ СОВЕТ АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ – обязательный орган управления автономного учреждения. Федеральный закон от 03.11.2006 No174-ФЗ «Об автономных учреждениях» предписывает обязательное наличие наблюдательного совета автономного учреждения в любом автономном учреждении, включая автономные образовательные организации.

Наблюдательный совет автономного учреждения иногда ошибочно рассматривают как некий аналог Управляющего совета школы. Однако эти органы существенно отличаются друг от друга по своей идеологии, задачам и полномочиям, хотя между ними есть и признаки сходства:

1) и наблюдательный совет автономного учреждения, и Управляющий совет являются коллегиальными органами, то есть органами управления учреждением, в составе каждого из которых должно быть более одного лица;

2) и наблюдательный совет автономного учреждения, и Управляющий совет являются органами управления организацией потому, что за первым законодательно, а за вторым в соответствии с уставом школы в обязательном порядке закрепляется некоторый перечень управленческих полномочий и решения по такого рода вопросам не может принимать его руководитель – единоличный орган управления учреждением;

3) решения и наблюдательного совета автономного учреждения, и Управляющего совета, принятые ими в рамках отведенной им компетенции, имеют императивный характер, то есть обязательны для исполнения руководителем и работниками учреждения, так как являются правовыми (иногда и нормативными) актами учреждения;

4) в состав Управляющего совета в обязательном порядке включается официальный назначенный представитель учредителя; в составе наблюдательного совета автономного учреждения также обязательно наличие официально назначенных представителей учредителя, один из которых представляет орган, на который возложены функции учредителя по реализации его полномочий в сфере образования, другой – в сфере государственного или муниципального имущества;

5) хотя члены Управляющего совета в основном избираются участниками образовательного процесса или кооптируются в его состав собственным решением Управляющего совета, сформированный Управляющий совет получает легитимность так же, как и наблюдательный совет автономного учреждения, по решению учредителя (но при этом учредитель может оспорить членство в Управляющем совете того или иного избранного или кооптированного члена только по признакам процедурных нарушений при их избрании или кооптации);

6) учредитель вправе при определенных обстоятельствах принять решение о роспуске действующего состава как Управляющего совета, так и наблюдательного совета автономного учреждения, и о формировании нового состава по предусмотренным процедурам.

Однако немалое число сходных признаков совершенно не означает, что цели создания, смысл и характер деятельности Управляющего совета школы и наблюдательного совета автономного учреждения имеют какое-либо сходство. Эти органы имеют весьма существенные различия.

Если в Управляющий совет школы в обязательном порядке с правом решающего голоса включается руководитель учреждения, то членом наблюдательного совета автономного учреждения он являться не может и присутствует (если пригласят!) на заседаниях наблюдательного совета только с правом совещательного голоса.

В отличие от Управляющего совета школы в состав наблюдательного совета автономного учреждения входит более одного представителя учредителя: обязательным является также представитель органа учредителя, ведающий государственным или муниципальным имуществом.

По решению учредителя в наблюдательный совет автономного учреждения могут быть включены и другие представители органов государственной власти (для государственных автономных учреждений) или местного самоуправления (для муниципальных автономных учреждений).

Обязательными членами наблюдательного совета автономного учреждения, как и Управляющего совета, являются представители общественности. Но Управляющий совет самостоятельно кооптирует их в свой состав, а в наблюдательный совет автономного учреждения они назначаются учредителем.

Представители работников учреждения в состав Управляющего совета входят обязательно; в наблюдательном совете это носит вариативный характер (могут быть включены, а могут и не входить в состав).

Наблюдательный совет автономного учреждения (в отличие от Управляющего совета) не имеет в своем составе представителей родителей обучающихся и самих обучающихся.

Из различий в составе этих двух советов можно сделать вывод, что наблюдательный совет автономного учреждения – это орган участия учредителя (в лице своих представителей совместно с выбранными учредителем представителями общественности) в управлении автономным учреждением. Таких представителей учредителя в наблюдательном совете должно быть не менее трети его состава.

При этом в наблюдательный совет автономного учреждения лишь в явном меньшинстве могут быть допущены представители трудового коллектива (не более одной трети членов), а руководитель учреждения изначально исключен из участия в этом совете.

Управляющий совет школы по своему составу – это орган совместного участия в управлении (орган соуправления) организацией с участием учредителя (в лице своего представителя по ведомству образования), руководителя учреждения, представителей трудового коллектива, старших обучающихся, родителей (законных представителей) всех обучающихся, а также представителей внешней общественности, приглашенных к участию самим Управляющим советом или делегируемой общественными организациями.

За наблюдательным советом автономного учреждения Федеральный закон №174-ФЗ закрепляет исчерпывающий перечень полномочий, который не может быть изменен учредителем ни в сторону расширения, ни в сторону сужения его компетенции. И именно различия в перечне полномочий наблюдательного совета и Управляющего совета позволяют понять их сущностные, существенные различия.

Поэтому, когда наблюдательному совету автономного учреждения (а такие случаи имеют место) начинают предписывать не присущие ему функции разработки стратегии образовательного учреждения, это следует рассматривать как ошибку и нарушение.

Наблюдательный совет автономного учреждения по содержанию своих управленческих полномочий – это орган надзора и контроля использования руководителем учреждения имущества и финансов. К образовательной политике, стратегии, образовательной программе, к мониторингу результатов основной уставной деятельности – образовательной для образовательных автономных учреждений, наблюдательный совет автономного учреждения отношения не имеет.

Наблюдательный совет автономного учреждения вправе предписать учреждению выбор аудиторской фирмы для ежегодного обязательного аудита автономного учреждения. Наблюдательный совет может разрешить или не разрешить руководителю совершить крупную сделку или заключить сделку2, в совершении которой имеется заинтересованность3. Наблюдательный совет утверждает отчеты руководителя о деятельности автономного учреждения и об использовании его имущества, об исполнении плана его финансово-хозяйственной деятельности, а также утверждает годовую бухгалтерскую отчетность автономного учреждения.

По остальным имущественным и финансовым вопросам наблюдательный совет выдает учредителю и руководителю свои заключения и рекомендации, которые можно учитывать или не учитывать при принятии ими решения.

В обязательном порядке наблюдательный совет автономного учреждения дает заключения:

• по проекту плана финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения;

• по предложениям руководителя автономного учреждения о выборе кредитных организаций, в которых автономное учреждение может открыть расчетные счета.

Здесь важно отметить, что решения по этим вопросам могут быть приняты руководителем только после рассмотрения заключений наблюдательным советом автономного учреждения, то есть в отсутствие таких заключений руководитель не вправе принимать по ним решения.

Рекомендации наблюдательный совет автономного учреждения дает по следующим вопросам:

• предложения учредителя (органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять функции учредителя) или руководителя автономного учреждения о внесении изменений в устав автономного учреждения;

• предложения учредителя (органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять функции учредителя) или руководителя автономного учреждения о создании и ликвидации филиалов автономного учреждения, об открытии и о закрытии его представительств;

• предложения учредителя (органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять функции учредителя) или руководителя автономного учреждения о реорганизации автономного учреждения или о его ликвидации;

• предложения учредителя (органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять функции учредителя) или руководителя автономного учреждения об изъятии имущества, закрепленного за автономным учреждением на праве оперативного управления;

• предложения руководителя автономного учреждения об участии автономного учреждения в учреждении других юридических лиц, в том числе о внесении денежных средств и иного имущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или передаче такого имущества иным образом другим юридическим лицам в качестве учредителя или участника;

• предложения руководителя автономного учреждения о совершении сделок по распоряжению имуществом, которым автономное учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно.

Здесь также важно отметить, что наличие рекомендаций наблюдательного совета автономного учреждения является обязательным и необходимым условием для принятия учредителем окончательных решений по вышеперечисленным вопросам, хотя учредитель вправе принимать решение, не совпадающее с рекомендациями наблюдательного совета.