Старая версия сайта
Личный кабинет

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ ШКОЛЫ (иначе философия школы, школьная философия) – важный продукт стратегического самоопределения школьного сообщества и шире – стратегического планирования жизнедеятельности школы – документально оформленный набор главных ценностных ориентаций школы; важнейшее стратегическое духовное основание жизнедеятельности современной школы.

Система ценностей школы, или философия школы, должна представлять собой продуманный, выстраданный данным сообществом людей комплекс ответов на такие судьбоносные для каждой школы вопросы, как, например: что есть Человек и в чем смысл его жизни? каковы пути нормального развития человеческой личности? какие условия необходимы для эффективного становления и развития личности? какую роль в создании таких условий призвана сыграть система образования, и в частности наша школа? за что школа должна (и за что не должна) нести ответственность? на каких принципах должна быть построена такая школа, которая способна дать хорошее образование и создать благоприятную среду для развития учащихся? какие требования такая школа предъявляет к взрослым членам сообщества: педагогам, администраторам, другим сотрудникам? и т. п.

В отличие от организационной культуры школы, которую обычно определяют как укоренившуюся систему ценностей, по которой сообщество живет вполне естественным образом, не задумываясь о ее содержании, школьная философия, напротив, должна быть четко осмыслена, зафиксирована, согласована в сообществе.

При широком понимании организационной культуры школы Систему ценностей школы можно рассматривать в качестве ее наиболее рациональной, формализованной, осознаваемой части.

Осмысление и формулирование системы ценностей школы особенно необходимо для образовательных учреждений, задумывающихся о необходимости изменений, перехода в инновационный режим жизнедеятельности.

Как орган стратегического управления школой Управляющий совет является важным хранителем системы ценностей школы, принимает активное участие в выработке системы ценностей школы, ее формулировании, а главное – в обеспечении реального воплощения ценностей в повседневной практике школы.