Старая версия сайта
Личный кабинет

15. Насколько эффективна модель межшкольного взаимодействия с крупным благотворительным фондом в деле расширения дополнительных образовательных услуг?

Такая модель достаточно эффективна, что подтверждается ее двенадцатилетней апробацией в Советском районе г. Красноярска. Доходы фонда формируются из двух принципиально различных по направлениям использования и способу управления этим использованием финансовых потоков. Один «этаж» доходов составляют взносы учредителей, иных коммерческих юридических и частных лиц, районного объединения работодателей на уставную деятельность фонда. Эти средства используются на реализацию общерайонных благотворительных программ фонда в отношении всей муниципальной сети образовательных организаций. Второй «этаж» - целевые взносы физических, включая родителей, и юридических лиц на субсчета подразделений фонда, созданных на базе образовательных организаций общего, дошкольного и дополнительного образования. Эти средства расходуются каждым самоуправляемым отделением фонда самостоятельно, в соответствии со сметами, утвержденными родительскими собраниями и их выборными органами – попечительскими советами, родительскими комитетами, управляющими советами общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций.

Создать самостоятельные благотворительные фонды могли позволить себе немногие самые крупные школы. А вот структурные необособленные подразделения БФПО, фактически выполняющие все функции «малого» фонда – партнера школы или детского сада, описанные в рассмотренных выше моделях, пользуются у школ и детских садов большой популярностью. К 2009 году в сетевом взаимодействии с фондом участвовали 96 образовательных организаций общего и дошкольного образования. Большая часть отделений фонда стала партнерами школ и детских садов в реализации дополнительных образовательных услуг, беря на себя финансово-хозяйственную часть по ресурсному обеспечению этой деятельности.

В работе с образовательными организациями БФПО представляет собой фактически объединенные в единое юридическое лицо 96 фондов при школах и детских садах. У каждого из них есть субсчет, собственная смета привлекаемых и расходуемых благотворительных взносов. Смета на учебный год и отчет о ее выполнении утверждается самими родителями на общих собраниях, конференциях в школах и детских садах. Текущий постоянный контроль расходования по каждому образовательному учреждению ведут попечительские советы детских садов и управляющие советы школ, а не руководители образовательных учреждений. Поэтому именно благотворители – родители обучающихся и воспитанников в лице своих выборных представителей решают - сколько привлечь дополнительных средств и на какие нужды и цели детского сада или школы их потратить в текущем учебном году. Ежемесячные текущие расходы БФПО производит только при письменном их подтверждении со стороны выборного председателя попечительского или управляющего совета, или совета родителей. Ежемесячно они получают от бухгалтерии БФПО результаты аналитического и бухгалтерского учета.

БФПО в соответствии с законом проводит ежегодный внешний аудит своей финансово-хозяйственной благотворительной деятельности, ежегодно отчитывается перед федеральной налоговой службой, управлением министерства юстиции по Красноярскому краю и др.

За время работы БФПО реализованы достаточно значимые общерайонные проекты в сфере образования: создание муниципальной информационно-образовательной интрасети с выходом в Интеренет (сервер, многоканальный вход, оптоволоконная линия – вложения фонда), учреждение и выпуск печатной газеты «Советский район» с тиражом 10 тыс. экземпляров. Финансировались грантовые конкурсы социальных молодежных проектов, спортивно-массовых мероприятий, программа трудовой занятости учащейся молодежи в летнее время, участие одаренных детей в предметных олимпиадах разных уровней (региональный и общероссийский), индивидуальных спортсменов и детско-молодежных спортивных команд в выездных спортивных соревнованиях российского и международного уровня, формирование общешкольных сетевых образовательных и справочно-информационных ресурсов, развитие управленческих коммуникаций в электронной форме, грантовые конкурсы для детских садов, строительство пяти микрорайонных спортивных павильонов (стоимостью 0,5 млн. руб. каждый) с последующей передачей их и дополнительно приобретенного спортивного инвентаря в районную детско-юношескую муниципальную спортивную школу для спортивной работы по месту жительства с детьми и молодежью и т.п. Об опыте благотворительной деятельности БФПО в период с 2007 года по настоящее время вышло более 12 публикаций в федеральных периодических изданиях педагогической направленности (журналы «Народное образование», «Справочник руководителя образовательного учреждения», «Справочник руководителя дошкольного образовательного учреждения», «Юридический журнал директора школы» и др.). Аналогичный кейс для раскрытия основных свойств и возможностей представляемой модели сетевого взаимодействия общественного субъекта с государственными (муниципальными) образовательными организациями можно привести и на примере практики благотворительного фонда «Просвещение» в Южном административном округе г. Москвы. Представленная модель позволяет решать наряду с многими другими задачами благотворительной поддержки образовательных организаций также задачу привлечения благотворительных пожертвований на финансирование расширение охвата детей дополнительными образовательными программами, услугами и оплату труда в форме единовременных или периодических благотворительных выплат (грантов) педагогическим работникам, занятым оказанием таких дополнительных образовательных услуг адресно во многих десятках образовательных организаций общего и дошкольного образования. Реализация данной модели не требует дополнительных локальных актов, а также структурно-функциональных дополнений и изменений в системе государственно-общественного управления в образовательной организации общего и дошкольного образования. Для создания и регистрации в качестве юридического лица требуется разработка устава благотворительной организации и необходимого комплекта других ее локальных нормативных и иных правовых актов. Перечень этот является стандартным для благотворительных организаций и находится в открытом доступе, в частности на сайтах министерства юстиции РФ и его региональных управлений.

Структурно-функциональный состав органов управления благотворительной организации определен федеральными законами «О некоммерческих организациях» № 7 от 12.01.1996 г., «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» N 135-ФЗ от 11.08.1995 г. (в действующих редакциях), а также, в случае использования организационно-правовых форм общественных объединений, федеральным законом «Об общественных объединениях» № 82 от 19.05.1995 (в ред. от 21.07.2014 г.). Договоры благотворителя с благополучателем, с благотворительной организацией, договоры дарения и безвозмездного пользования (ссуды) также являются стандартными по форме (определены Гражданским кодексом РФ) и различаются только содержанием их существенных условий, которые согласуются сторонами договора.

Эксперт: Гревцова И.В.

Задать вопрос

Обновить