Личный кабинет

16. Можно ли рассматривать частные образовательные организации как потенциал развития дополнительного образования детей и форму общественного управления этой областью образования?

Конечно! В вашем вопросе уже и сформулирован положительный ответ. Сетевое взаимодействие муниципальной образовательной организации выстраивается с негосударственной (частной) образовательной организацией, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности и реализующей услуги дополнительного образования детей во взаимодействии с муниципальной (или государственной) образовательной организацией на условиях объединения и совместного использования принадлежащих сторонам ресурсов. В рассматриваемой модели существенным является выбор организационно-правовой формы из перечня, предусмотренного законодательством для некоммерческих организаций. Предпочтительнее в рассматриваемом случае форма некоммерческой организации, основанная на членстве, то есть некоммерческое партнерство. Деятельность по оказанию дополнительных образовательных услуг становится самостоятельной, самоорганизованной, самоуправляемой деятельностью граждан, осуществляемой под их ответственность. Говоря иначе, дополнительная образовательная деятельность осуществляется с участием самих граждан, под их управлением, в рамках юридически оформленного общественного субъекта права во взаимодействии с государственной или муниципальной образовательной организацией. Данная модель работает в течение более 16 лет на базе муниципальной средней общеобразовательной школы №143 г. Красноярска. Негосударственная (частная) образовательная организация дополнительного образования детей в организационно-правовой форме некоммерческого партнерства под названием «Школа менеджеров» имеет лицензию на оказание дополнительных платных образовательных услуг – экономика, право, иностранные языки, информатика и др. Некоммерческая организация обладает всеми правами юридического лица, имеет свое руководство, баланс, бухгалтерию, педагогический персонал. Взаимоотношения с родителями (законными представителями) учеников, получающих в рамках данной негосударственной образовательной организации дополнительное образование, строятся на двух разных правовых основаниях:

на основе соответствующих договоров на оказание платных дополнительных образовательных услуг;

родители учащихся вступают в члены некоммерческой организации и берут на себя обязательство соблюдать устав организации и, как предусмотрено уставом, вносить членские взносы.

Здесь нужно отметить, что учредителями и членами некоммерческого партнерства могут быть и иные, кроме родителей, физические лица, например, директор школы, педагоги, другие лица, а также юридические лица, включая коммерческие организации, в частности, заинтересованные в реализации тех или иных профориентационных дополнительных образовательных программ.

Структура доходов такой некоммерческой организации выглядит следующим образом:

Ежемесячная плата за дополнительные образовательные услуги, вносимая в размере, в порядке и в сроки, определенные договором организации с родителями (законными представителями) учащихся.

Членские взносы членов некоммерческой организации (родители, иные физические и юридические лица): члены организации могут получать предусмотренные уставом для своих членов услуги организации, включая образовательные услуги, бесплатно; при этом членские взносы не могут быть признаны платой за такие услуги.

Добровольные пожертвования и целевые взносы любых физических и юридических лиц, спонсоров, вовлекаемых специальной работой по привлечению ресурсов, гранты некоммерческим организациям из государственных и негосударственных источников и др.

Доходы, получаемые согласно п.п. 2 и 3 не подлежат налогообложению по определению в соответствии с действующим в отношении некоммерческих организаций налоговым законодательством.

Из всех этих доходов частная образовательная организация оплачивает труд педагогических работников, занятых в оказании дополнительных образовательных услуг в размере, установленном руководством некоммерческого партнерства, производит улучшенный текущий ремонт и дополнительное оборудование классных и иных используемых (арендуемых и не только) помещений, инженерного и иного оборудования, развивает материально-техническую базу как дополнительного, так и основного образовательного процесса, оплачивает повышение квалификации педагогического персонала, аренду используемых помещений и др.

В данном примере использование помещений муниципальной образовательной организации основано на договоре аренды, хотя это не единственно возможный вариант.

Согласно договора о сетевом взаимодействии муниципальная образовательная организация осуществляет для обучающихся образовательный процесс по обязательным программам общего образования, а некоммерческое партнерство оказывает этим же учащимся услуги дополнительного образования. При этом расписание и чередование уроков, относящихся к разным образовательным программам и правовым субъектам их реализации, оптимально сочетаются во взаимодействии завучей этих образовательных организаций. Ученики здесь являются одновременно обучающимися в муниципальной образовательной организации и в частной образовательной организации по соответствующим программам обучения.

Следует отметить основные позитивные эффекты такой организационно-финансовой схемы производства дополнительных образовательных услуг:

снижение издержек налогообложения, минимизация налогооблагаемой базы;

мобильность в использовании денежных ресурсов, проходящих «мимо» казначейской системы;

свобода от конкурсного порядка приобретения имущества и услуг, включая услуги охраны;

свобода в выборе системы и размеров оплаты труда педагогов и обслуживающего персонала в штате частной образовательной организации, что влияет существенным образом на профессиональный потенциал педагогических и иных кадров частной образовательной организации и качество образовательных услуг, а, значит, и на их цену, во многом зависящую от качества, т.е., в конечном итоге, на размер доходов от этого вида деятельности.

  В результате такого тесного сетевого взаимодействия и общего контингента обучающихся, представители родителей, педагогов и старших обучающихся избираются наряду с другими в управляющий совет муниципальной образовательной организации. А также представитель руководства некоммерческого партнерства по процедуре кооптации включается в состав членов управляющего совета муниципальной образовательной организации. Таким образом, представители частной образовательной организации участвуют в совместном с другими участниками образовательных отношений государственно-общественном управлении муниципальной образовательной организацией.

Вопросы качества дополнительных образовательных услуг могут обсуждаться только в органах управления, оценка их качества – внутренняя компетенция органов управления такого гражданского института. Именно поэтому контроль качества образовательных услуг здесь имеет непосредственно общественный характер, сопряженный с существующим государственным контролем качества образовательной деятельности, т.е. имеет непосредственно государственно-общественный характер. Сама дополнительная образовательная деятельность, осуществляемая в таком подходе, является совместной деятельностью производителя образовательной услуги и его потребителя – обучающегося, его родителей (законных представителей), является непосредственно совместной и совместно управляемой образовательной деятельностью, как юридически, так и фактически. Таким образом – это форма наиболее прямой и непосредственной реализации принципа государственно-общественного управления образованием. Перспективным здесь является использование норм главы 55 Гражданского Кодекса РФ о договоре простого товарищества в его некоммерческом варианте. В рамках сетевого взаимодействия в режиме простого товарищества муниципальная образовательная организация вправе выделить для совместной деятельности с частной образовательной организацией необходимые помещения, принять от частной образовательной организации имущество и финансовые средства не в качестве оплаты за услуги или за аренду помещений, а как вклад в совместное имущество товарищей и как вклад в общее имущество в погашение убытков от совместной деятельности. Такой приход денежных средств налогами не облагается, учитывается, используется и расходуется в соответствии с правилами ведения совместной деятельности, правилами бухгалтерского и налогового учета и отчетности при осуществлении совместной деятельности (простого товарищества).

Эксперт: к.п.н. Седельников А.А.

Задать вопрос

Обновить