Старая версия сайта
Личный кабинет

20. Предложенные вами модели участия общества в организации дополнительного образования каким-то образом соответствуют международному опыту или это российская специфика?

В Великобритании существуют устойчивые традиции общинного образования или образования в местном сообществе. В местных сообществах реализуются программы неформального образования. Общей определяющей чертой является то, что программы и мероприятия разрабатываются в диалоге с общинами. Данные программы реализуются в раках программ развития местного сообщества, а не в учебных заведениях (школы и колледжи), которые относятся к формальной системы образования. В истории общинного образования и общинного обучения и развития Великобритания сыграла значительную роль в проведении двух международных органов, представляющих просвещение и развитие местных сообществ. Участие в реализации программ в сообществах принимают все основные работодатели страны, профсоюзы, профессиональные ассоциации и национальные агентства по развитию. Термин «учебное сообщество и развитие» был принят, чтобы признать, что все эти занятия проводятся в основном в рамках местных общин, и работа охватывает не только предоставление поддержки обучения, но решает проблему широкого целостного развития общин - социально, экономически экологически, культурно и политически. Реализация модели «образование в сообществе» соединила в себе работу двух групп профессий. Первая группа профессий - педагоги, молодежные работники и общинных работников образования, которые сосредоточены на предоставлении неформальной поддержки образования для отдельных лиц и групп внутри общин. Вторая группа – это социальные работники, работники общинного развития сосредотачиваются на социально-экономическом и экологического развития этих общин. Оба набора профессии признали, что они разделяют очень близкие значение развития социальных компетенций детей и молодежи знаний и это позволяет им координировать свои действия и программы. В осуществлении своих функций местные органы власти в общинах представляют два вида услуг дополнительного образования для детей и молодежи: «в открытом доступе» (или «универсальные»), включая широкий спектр развлечений, культурной, спортивной, образовательной деятельности по обогащению образования и развития детей и молодежи (клубы, детские и молодежные центры) и целенаправленные услуги дополнительного образования, включая профилактические программы для уязвимых семей с детьми и молодых людей. Термин «неформальное образование в Великобритании имеет свои особенности, этот термин используются для описания «открытого обучения» и прогрессивных форм образования, ввиду того, что формальное школьное образования и обучение в колледжах предполагает систему тестирования образовательного прогресса учащихся в рамках национальных образовательных стандартов. В этой связи представляет интерес существующих форм STEM-образования (наука, технология, инженерии и математика). Неформальное образование STEM происходит за пределами окружающей среды классной комнаты. Оно призвано вдохновить студентов через практические мероприятия, основанные на опыте деятельности, которые могут обогатить и повысить ценность образования. Неформальное образование STEM имеет место во многих контекстах: научных обществах и научных музеев, в клубе после школы. Широкий спектр неформальной деятельности STEM финансируется из различных источников. STEMNET является организацией, которая оказывает помощь молодым людям в раскрытии своего потенциала в области STEM. Одно из направлений деятельности STEM – организация работы специальных клубов. В 2010 году в Великобритании было 1469 после школьных клубов STEM. В настоящее время ввиду финансовых затруднений некоторая их работа была сокращена.

В Шотландии, которая несколько отличается от других частей страны в управлении образованием, создана Программа «Молодежь Шотландии», которую поддерживает «Национальное Молодежное агентство - Youthlink, сеть молодежных клубов и групп. Молодежь Шотландия поддерживает молодых людей, чтобы они получили признание за свои достижения с помощью агентств (в том числе местного самоуправления, общественных учреждений, колледжей и школ). Принцип работы этого направления - «Улучшение шансов молодежи». Дополнительное общинное образование для детей младшего возраста предлагается в муниципальных центрах по уходу за детьми. В Шотландии создана концепция «Обучение вне стен школы», которая объединяет работу школ, внешкольных и молодежных учреждений, учреждений культуры и различных партнерских организаций для системы образования, включая Ассоциацию родителей. В целях интеграции общего и дополнительного образования детей и молодежи была принята программа «Curriculum for Excellence», которая направлена на достижение преобразования в сфере образования в Шотландии путем предоставления согласованных, более гибких и обогащенных образовательных программ для детей и молодежи от 3 до 18 лет. В данной программе сделана попытка объединить различные средства формального, неформального образования, включаю самостоятельную организацию работы молодежи и родителей по обеспечению развития детей до 18 лет, и сделать ее частью реализации политики «Обучение на протяжении всей жизни».

Во Франции разнообразная инфраструктура дополнительного образования для детей и молодежи, а также солидарное управление организацией работы с детьми и молодежью. Программы «неформального» или дополнительного образования реализуются в молодежных ассоциациях, клубах, принадлежащим коммунам, учреждениях культуры и частных структурах. Существует широкая сеть государственных и общественных учреждений по внешкольной работе с детьми и подростками - детские центры (внешкольной, воспитательной работы, эстетического воспитания, спортивно-оздоровительные и др.); детские парки и городки; детско-юношеские спортивные школы, станции юных техников, станции юных натуралистов; лагеря, организующие детский отдых; детские клубы, детские библиотеки, детские театры и др. Важное значение для обеспечения доступности внешкольного образования во Франции имеют молодежные дома (клубы), которые осуществляют коммунальное образование. Другой элемент молодежного досуга во Франции - дома культуры. В отличие от домов молодежи, они являются высшей ступенью различных общественно-воспитательных учреждений, организующей и координирующей культурную деятельность своего района. Основная специфическая особенность организации культурно-досуговой деятельности во Франции заключается в отсутствии жёсткой функциональной дифференциации культурно-досуговых учреждений различного профиля. Поддержка внешкольного образования во Франции осуществляется но основе принципа субсидарности. В отличие от школьного образование, обеспечение образования вне школы для детей не является государственной функцией. Понятия не-формального образования детей определяется термином по отношению к школе (periscolaires, extrascolaires) или за пределами официальной расписание в школе. Понятие «Extrascolaire» означает занятия вечером, по средам, если нет школы, в выходные, каникулярные и праздничные дни. Стоимость внешкольного образования для детей и молодежи может быть различна. Некоторые занятия бесплатны (за счет государственного и коммунального бюджетов), другие за счет семейного бюджета. Доступность программ дополнительного образования различна. Например, занятия в социальных центрах, домах творчества для детей и коммунальных местных спортивных клубах доступно всем, а некоторые спортивные клубы и центры, школы и центры искусств и ремесел, музыкальные отбирают детей через процедуру конкурсного отбора. В обеспечении доступности вне школьного образования имеет значение контрактная система: местные образовательные контракты, контракты «Ecole ouverte» (открытой школы), специальные контракты общественных организаций, социальные контракты клубов от прибылей местного сообщества, партнерские контракты между местными общинами, коммунальными клубами и различными государственными, коммерческими и не коммерческими организациями.

В странах Северной и Центральной Европы, США и Канаде, во многих других странах дополнительное образование детей не выделяется отдельно в рамках функционирования национальной системы образования. Существует практика «неформального» образования и включения детей в различных виды деятельности за пределами реализуемых образовательных программ. Используемая терминология в сфере дополнительного образования для детей и молодежи различного возраста в зарубежных странах отличается. Дополнительные образовательные программы называются по-разному: out-of-school educational programs, after-school educational programs, programs extracurricular activities, non-formal education programs. Представленные наименования программ, которые используются в зарубежных странах для обогащения детей и подростков различными видами дополнительного образования, их включения в активную социальную и спортивную деятельность вне рамок школьных учебных планов и программ дошкольных учреждений. Следует отметить, что программы «неформального» или дополнительного образования не во всех странах находятся в введении департаментов образования, наоборот, как правило, представляют собой организацию координированной работы различных департаментов и советов общинного или коммунального образования.

Эксперт: к.п.н. Седельников А.А.

Задать вопрос

Обновить