Личный кабинет

О статусе управляющих советов школ

О статусе управляющих советов школ

В ближайшее время в Москве будет принят закон об образовании, в котором так или иначе будет закреплен статус управляющих советов школ. Несмотря на то, что Москва лучше других готова к такому управлению, вопросов о деятельности управляющих советов у экспертов накопилось не мало. Представители образовательного сообщества обсудили их во время конференции в Общественной палате и подготовили рекомендации региональным министерствам образования.

Член Комиссии ОП по развитию образования Ефим Рачевский обратил внимание, что с 1 сентября вступит в силу новый федеральный закон об образовании, «в котором наконец-то нашло отражение общественно-государственное управление в образовательном учреждении» и что Москва находится в лидирующей группе по внедрению такой системы управления.

Директор Института развития государственно-общественного управления образованием, научный руководитель Городской инновационной площадки Елена Шимутина представила результаты первого года работы государственно-общественного управления в городе Москве и обозначила основные вопросы, с которыми столкнулись участники этого процесса, и решение которых необходимо для дальнейшего успешного развития системы управляющих советов и внедрения ее в других регионах.

По словам Директора Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ, научный консультант ГИП Сергея Косарецкого, система государственно-общественного управления образованием сегодня выходит на новый уровень и подтверждением этого является письмо руководителя Департамента образования г. Москвы № 01-08-138513 от 28.05.2013 г о конкурсной системе отбора руководителей образовательных организаций, согласно которому управляющим советам предоставляется возможность согласования и выбора кандидатуры на должность директора школы по представлению департамента образования. Председатель УП (управляющего совета) ГБОУ СОШ № 1914 Лариса Нестерова озвучила главную проблему, с которой столкнулись управляющие советы. «Новый закон об образовании не решил задачи институционализации общественного участия в управлении образованием, в нем не обозначены ни статус, ни полномочия советов. Мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда директора школ игнорируют решение совета. Предлагаю выступить с законодательной инициативой о закреплении статуса управляющих советов в законе об образовании хотя бы города Москвы, пока еще не поздно», — заявила Нестерова, без этого, по ее мнению, «работа советов крайне затруднительна».

Коллегу поддержала председатель УС ГБОУ д/с № 935 Юлия Пацеля, которая заострила внимание участников на том, что из существующей цепочки взаимодействия субъектов управления образовательного процесса (департамент — управляющий совет — руководитель образовательного учреждения) управляющий совет как раз исключен. «Департамент образования напрямую взаимодействует с директором школы или заведующим детским садом, а совет как бы и не при чем, хотя это противоречит самой сущности его создания», — заметила Пацеля. На что начальник Юго-Западного окружного управления образования Михаил Случ заметил, что управляющие советы не исключены из этой цепочки, а скорее еще не включены в нее, т.е. это задача «на вырост». Михаил Случ затронул также проблему участия родительского сообщества в работе управляющих советов, их компетенции, заинтересованности и ответственности. «Нужно, чтобы в совете работали не от избытка времени, например мамочки-домохозяйки, а прежде всего из-за желания участвовать в развитии системы образования, прежде всего, на благо наших детей», — подчеркнул Случ. Эксперты, председатели и члены школьных управляющих советов высказали свои предложения и замечания по улучшению деятельности управляющих советов. «Я давно столько не исписывал бумаги, — заметил в ответ и.о. руководителя Департамента образования г. Москвы Исаак Калина. — Я обязательно проработаю ваши замечания и предложения. Время у нас есть. Мосгордума отложила рассмотрение закона об образовании на осень, так как он требует внимательного и взвешенного подхода». Отвечая на вопрос о формировании управляющих советов, компетенции их членов, Исаак Калина заметил, что выбор управляющего совета должен быть направлен на стратегическое развитие образовательного учреждения. Кроме этого, в состав совета должны входить не просто родители, а специалисты в различных сферах деятельности.

«Школа должна рассматриваться как ресурс микрорайона, как минимум. И тогда управляющий совет, на мой взгляд, обязательно должен выбираться на общем собрании жителей этого микрорайона, — уточнил и.о. руководителя департамента образования Москвы. — Тогда в управляющий совет будут попадать такие люди, которым меньше нужно будет разъяснять, меньшему нужно будет учить. Тогда этот управляющий совет, в самом деле, будет отличаться от родительского собрания».

«Что касается главного вопроса — законодательного закрепления статуса управляющих советов, то проблема на сегодняшний день заключается в отсутствии реальных механизмов установления какой-либо ответственности (юридической, финансовой) управляющих советов или их членов за принятые ими решения. А без этого закрепление законодательных прав советов невозможно», — подчеркнул Калина.

«Да, советы принимают решения, а отвечать-то должен будет директор», — заметил Ефим Рачевский по собственному опыту и предложил ознакомиться с международной практикой разрешения таких конфликтных ситуаций, когда решение управляющих советов не находит поддержки со стороны руководителя учреждения.

Источник

Для добавления комментария просим войти под своей учетной записью или зарегистрироваться на сайте