Старая версия сайта
Личный кабинет

Общественное присутствие в образовании

В чем состоит ожидание семьи от школы? Что имеют в виду родители, рассуждая о хорошей или плохой школе для своего ребенка? Хорошие знания и оценки? Место безопасного пребывания? Хорошая компания?

Удивительно, но ни разу я не слышала от родителей, желающих обучать детей в нашей школе, что причина их выбора в том, что здесь, например, столовая хорошая (хотя она действительно неплохая), или что хороший ремонт и мебель новая (хотя это так), что у школы хорошие результаты ЕГЭ и ГИА (тоже не отнять)...

Мы часто слышим от родителей, переводящих детей в нашу школу из какой-либо другой, что «Здесь жизнь интереснее, насыщеннее, все время что-то происходит». Видимо, за этими словами – молва о бесконечных образовательных событиях, проектах и программах, путешествиях, праздниках и олимпиадах, в которых в том числе могут принимать участие и родители. Как интерпретировать этот запрос? Он ведь не связан напрямую с качеством знаний и навыков, что считается главным ожидаемым от школы результатом. Осмелюсь предположить, что так проявляется запрос на «определенное настоящее» – определенное качество текущей образовательной и семейной жизни, предоставляющей шанс на совместный интересный опыт, совместные радости и открытия, совместное развитие. «Чего хочет родитель от школы?» – размышлял на одном из семинаров Аркадий Цукер, член нашего Управляющего совета. – «Он хочет быть хорошим родителем – гордиться своим ребенком и знать, что эта гордость взаимна». Может ли школа быть институтом культивирования гордости внутри семьи друг за друга? Может ли стать местом совместных достижений и совместного развития? По сути, все наши семейные олимпиады, праздники, путешествия, проекты – это предложение родителю «пройти эту школу заново»: вновь получить образовательный опыт, влиться в образовательную действительность вместе с ребенком, стать учащимся рядом с ним, вместе с ним. Как? В качестве примера специально организованной взаимности могу привести ежегодную Семейную олимпиаду (ссылка на ролик про Олимпиаду на YouTube?), где семейные команды берутся за решение нестандартных предметных и межпредметных задач, создание инженерных конструкций и действующих моделей, спортивные, художественные и кулинарные состязания. Гордость друг за друга возникает как раз в тот момент, когда родитель видит, что ребенок лучше и легче решает нестандартные задачи, а дети видят, как родители вкладывают весь свой талант и все свои «высшие образования и научные степени» в совместное с ними строительство самого долгопарящего парашюта или самой дальнобойной катапульты. А сколько гордости и общей радости за самые вкусные фирменные блюда семьи!

В ряду образовательных событий школы, которые не могут обойтись без участия родителей, – Олимпиада для детей и родителей классов Монтессори «БегеМонт», семейные выезды на «Погружение в эпоху» Вальдорфских классов, Большое родительское жюри на Творческих экзаменах в подростковой школе, проблемные задачи и мастер-классы от родителей, а также профессиональная оценка проектов старшеклассников на Сибирской молодежной ассамблее.

Другой запрос на качество школьного образования – предоставление шанса на «определенное будущее» – социальное, профессиональное, персональное и, опять же, семейное. И в том случае, если это будущее является совместной идеей, разделяемой семьей и школой, есть надежда на присутствие семьи в образовательной действительности, которую строит школа. Тогда и разговор о том, что уместно или неуместно делать, чему и как учить в школе, в каком направлении развиваться – не формальный, а жизненно важный для обеих сторон. Интересным феноменом в подтверждение сказанного стало совместное с родителями создание и продвижение проекта «Школа Сколково в Томске», где родители (бывшие, настоящие и будущие) вошли внушительным составом и в авторский коллектив, и в рабочую группу по заземлению проекта на Томскую землю.

Размышляя о возможности реального общественного участия в образовании, то есть реального присутствия родительской общественности в образовательной жизни школы, нужно задать себе два контрольных вопроса:

На что в деятельности школы родители, дети и общественность могут реально влиять?

Что в школе может стать объектом приложения родительской и детской инициативы?

Если есть положительные и детальные ответы на эти вопросы, то «согласование с общественностью заказа на образование» в этой школе, возможно, не миф, а реальность. Результатом и продуктом согласования заказа должны стать элементы, заложенные в Основную образовательную программу, Программу развития, другие документы, определяющие деятельность субъектов образовательного процесса по инициативе или вслед за интересами детей и ожиданиями родителей. В свою очередь, на возможность согласования социального и личностного заказа к школе указывает наличие «пустых мест», предполагающих свободу преобразования и заполнения, возможность действовать и принимать решения не только педагогам и администраторам, но и детям и родителям.

Признаком случившегося согласования интересов является совместное субъектное участие педагогов, детей и родителей, а возможно, и более широкой общественности, в образовательном процессе – в процессе складывания того настоящего и будущего, ради которого мы и встретились на поле образования.

Источник

Для добавления комментария просим войти под своей учетной записью или зарегистрироваться на сайте