Личный кабинет
Уважаемый Сергей Геннадьевич! По Вашему совету в районе проходит общественный аудит деятельности управляющих советов. Хотелось бы привести нормативную базу УС в полное соответствие. Но у меня нет четкого представления об оформлении локальных актов. 1. Положение об УС - кто его утверждает, принимает, согласовывает, нужен ли приказ по школе. 2. Положения о выборах и кооптации - тот же вопрос. 3. На каком этапе и каким образом управление образования утверждает состав управляющего совета и надо ли это делать, должен ли быть приказ по школе, утверждающий состав УС. Если такие приказы издаются, то кооптируемые члены в него вносятся или их кандидатуры утверждаются только решением УС. Каким документом вводится директор и представитель управления в УС. Можно это сделать общим приказом по утверждению УС. Сколько приказов в общем издает по составу УС управление образования. Может быть Вы мне подскажите алгоритм по приказам. 4. Дополнительное соглашение к договору с учредителем - это обязательно? 5. В сентябре будут довыборы, какие приказы должно издать управление образования? Огромное спасибо за помощь и консультации.

Крыжева Елена Анатольевна

Уважаемая Елена Анатольевна!

Коллектив Института развития государственно-общественного управления в образовании разделяет Ваше стремление привести нормативно-правовую базу создания и функционирования Управляющего Совета школы в полное соответствие.  В соответствие с логикой внедренной модели Управляющего Совета в системе школьного управления.

По замыслу автора модели школьного Управляющего Совета Анатолия Аркадьевича Пинского, этот орган общественного участия в управлении школой призван был преодолеть сложившиеся инерцию и стереотипы директоров школ и управленцев разных уровней в отношении привычных уже в российском общем образовании советов, попечительских советов, родительских комитетов и других форм самоуправления.

Сложившийся привычный подход в вопросе допуска профессиональной общественности - педагогического коллектива, родительской и другой общественности, которая в большинстве своем не имеет специального педагогического образования, к управлению образовательным учреждением состоял в следующем.

Для педагогов достаточной формой участия в управлении является педагогический совет, который, по сути своей, является организационной формой производственного совещания педагогов под председательством директора школы, совещание при директоре. Для работников школы в целом участие в решении вопросов трудовых отношений возможно осуществлять через собрание и совет трудового коллектива и через профсоюзную организацию.

Для учеников хорошей и достаточной формой являются различное органы ученического самоуправления, которые носят не столько управленческий, сколько образовательный характер, пространство обучения навыкам самоорганизации и самоуправления.

Родителей и другую педагогически необразованную общественность можно <допускать> только в такие школьные органы, как родительские комитеты и попечительские советы. Согласно действующих типовых положений о такого рода формах родительского и общественного самоуправления каких-либо управленческих полномочий в школе этим органам предоставлять не предполагается. Это органы совещательные, все решения этих органов для школы и ее руководителя имеют рекомендательный характер.

Аналогичный подход с 1992 года сформировался и в отношении такой формы, как Совет школы. Будучи органом синтетическим, включающим представителей всех категорий участников образовательного процесса, он, за редкими исключениями, вправе был только выдавать рекомендации директору, обсуждать и выносить свое отношение по поводу вопросов и документов, которые директор считал для себя необходимым согласовать с общественностью. При этом директор самостоятельно решал - участвовать ему в работе такого органа или нет. Но если директор входил в такой Совет, то, как правило, становился его председателем.

Все вышеперечисленные формы самоуправления в совещательной форме включали разнообразную общественность в обсуждение и выработку рекомендаций по управленческим решениям и тем самым обеспечивали некоторую степень реализации принципа демократического, государственно-общественного управления школой в устоявшейся и привычной системе школьного единоличного административного управления директором, назначенным учредителем.

Новое качество общественного участия в управлении школой, востребованное концепцией комплексной модернизации образования, автором которой также был Анатолий Аркадьевич Пинский, предполагало создание такой организационной формы в школе, которая позволяла бы более адекватно и непосредственно реализовать декларированный статьей 2 Закона РФ <Об образовании> государственно-общественный характер управления.  Использовать и как-то модернизовать вышеперечисленные формы школьного самоуправления для этой цели не представлялось возможным ввиду того, что в отношении них уже существовала нормативная правовая база, ограничивающая их в качестве совещательных органов, и сложились традиции, привычки и стереотипы отношения к этим органам как со стороны директора, так и со стороны общественности.

Новая организационная форма участия общественности в управлении школой должна была стать:

1. органом реального участия общественности в управлении, органом реального управления школой, то есть органом, имеющим вполне определенные и фиксированные в уставе школы полномочия по принятию управленческих решений в  отношении школы и ее уставной деятельности в целом;

2. органом совместного, паритетного управления школой следующими тремя субъектами: учредителем, директором, общественностью - участниками образовательного процесса, другими работниками в лице своих выборных представителей, представителями <внешкольной> общественности;

3. органом ответственным и подотчетным перед своими избирателями и перед учредителем образовательного учреждения, что обеспечивается процедурами досрочного отзыва отдельных избранных представителей и процедурой досрочного роспуска всего органа по строго определенным заранее причинам и поводам.

Исключительно в целях отличать такой новый представительный орган коллегиального управления школой от форм совещательного самоуправления было введено и новое название - Управляющий Совет. На этот орган возлагается ответственность за принятие, реализацию и контроль реализации решений по наиболее значимым, важным, стратегическим вопросам функционирования и развития образовательного учреждения.

Чтобы Управляющий Совет изначально соответствовал вышеперечисленным трем критериям, были разработаны процедуры его создания и деятельности, обеспечивающие постоянное и равноправное участие в этом всех трех субъектов - учредителя, руководителя школы и общественности. Такой Управляющий Совет уже не будет привычно восприниматься некоей факультативной совещательной формой в системе школьного управления ни директором, ни общественностью, ни учредителем школы. В отношении Управляющего Совета были разработаны и приняты инструктивно-методические документы Министерства образования и науки РФ, которые устанавливали, что порядок создания и деятельности, перечень полномочий по управлению школой Управляющего Совета устанавливаются уставом общеобразовательного учреждения и конкретизируются локальными актом школы - положением об Управляющем Совете или системой локальных актов об Управляющем Совете - положение об УС, положение о формировании УС, положение о комитетах и комиссиях УС, регламент УС и др.

Поэтому до того, как школа приступала к созданию в ней Управляющего Совета, рекомендовалось принять на уровне школы в порядке, предусмотренном ее уставом, новую редакцию школьного устава и направить ее на утверждение учредителю с последующей государственной регистрацией.

В новой редакции устава должно быть установлено, в чей компетенции утверждать локальный акт - положение об УС (включающее раздел о формировании - выборах, назначении и кооптации) или отдельное положение о формировании УС. При этом рекомендовалось не нарушать логику предложенной модели УС и не относить утверждение названных локальных актов к компетенции руководителя образовательного учреждения. Такие акты рекомендовано утверждать решением общего собрания (конференции) школы или решением Управляющего Совета, что и должно быть записано в соответствующем разделе школьного устава.

Решение о прекращении полномочий данного состава в случае их истечения и о назначении сроков и порядка формирования нового состава Управляющего Совета также может быть отнесено только к компетенции общего собрания (конференции) школы, либо к компетенции самого Управляющего Совета.

Функции учредителя при формировании Управляющего Совета следующие:

1. контроль соблюдения процедур выборов и кооптации;

2. назначение в Управляющий Совет своего представителя;

3. регистрация общественных управляющих - членов УС в едином муниципальном реестре общественных управляющих, выдача им удостоверений.

Исходя из вышеизложенного, алгоритм формирования нового состава Управляющего Совета после истечения срока полномочий его предыдущего состава следующий:

1. Решение УС (или общего собрания либо конференции) об истечении полномочий и о назначении сроков и порядка формирования нового состава УС, персональное назначение избирательной комиссии.

2. Проведение выборов назначенной избирательной комиссией в установленном уставом, положением об УС (о формировании - выборах и кооптации УС), решением УС (или общего собрания, конференции см. п.1).

3. Решение избирательной комиссии (оформленное протоколом заседания избирательной комиссии) о результатах выборов и установлении списка избранных представителей работников, обучающихся и родителей (законных представителей).

4. Рассмотрение учредителем протокола избирательной комиссии, проверка им соблюдения предусмотренного порядка выборов - по его усмотрению.

5. Приказ (распоряжение) учредителя о признании результатов состоявшихся выборов в УС, о регистрации избранных членов УС в едином муниципальном реестре общественных школьных управляющих, о назначении в УС своего представителя, о включении в УС директора школы по должности.

6. Решение первого заседания УС (открывает представитель учредителя) о кооптации представителей внешкольной общественности, о выборах председателя УС, секретаря, при необходимости - заместителя председателя.

7. Приказ (распоряжение) учредителя (на основании протокола первого заседания УС нового состава) о сформировании в школе нового УС в полном составе, о регистрации кооптированных членов в едином муниципальном реестре общественных школьных управляющих.

Таким образом, управлением образования по формированию УС в каждой школе издается, как правило, два приказа. Если сроки формирования УС в нескольких школах совпали, например, проходят в течение одного месяца, управление образования может издать один приказ (один документ), но содержащий все необходимые положения по каждой школе, по результатам выборов и один приказ по результатам кооптации. По усмотрению руководителя управления образования оно может несколько упростить свое делопроизводство в отношении школьных УС: издавать один итоговый приказ о сформировании УС после уже кооптации. Но в этом случае придется направлять на первое заседание представителя, выдавая ему письменное поручение-доверенность на представительство интересов учредителя в УС, а на постоянной основе назначить одним общим итоговым приказом.

В случае довыборов (выборов членов взамен выбывших) - тот же полный или немного упрощенный, как указано выше, порядок, но только в отношении регистрации вновь избранных членов. Подтверждать регистрацию всех остальных и назначать вновь представителя учредителя не требуется.

В отношении дополнительного соглашения к договору между школой и ее учредителем необходимо учесть следующее. В договоре могут быть пункты и положения, которые вступают в противоречие с новой редакцией устава школы, где появился УС. Вот такие противоречия следует ликвидировать в дополнительном соглашении. В том же соглашении, возможно, учредитель возьмет на себя некоторые функции по обучению общественных управляющих и т.п. Это уже остается на усмотрение учредителя.

Косарецкий С.Г.

Задать вопрос

Обновить