Личный кабинет
Как организовать общественную экспертизу различных вопросов деятельности школы с привлечением общественных экспертов. Предмет и объект экспертизы? Какие нормативные документы должны экспертизу регламентировать? Кто должен выступать в качестве экспертов? Какое обучение и где должны пройти эти эксперты? Как оформляются результаты экспертизы и каково их влияние на деятельность школы?

Вера и Елена

Цель общественной экспертизы – определение соответствия деятельности образовательного учреждения  требованиям (в широком смысле - общественному заказу), предъявляемым общественностью (родителями, бизнес сообществом, общественными организациями и местным сообществом). Соответствие требованиям собственно и выступает предметом экспертизы. Содержание экспертизы -  определение степени соответствия деятельности согласованному перечню требований, в  широком смысле -  степень и качество удовлетворения общественного заказа.   Объекты экспертизы могут быть разные – от целостной образовательной системы образовательного учреждения  до отдельных ее элементов (подсистем): образовательная программа, условия обучения, результаты обучения, система обеспечения безопасности учащихся и т.п.

Дискуссионным является следующий вопрос: предполагает ли статус «общественная» участие в оценочных процедурах только представителей общественности (родителей, представителей местного сообщества, бизнес-сообщества)? Возможно ли выделение трех видов «общественной экспертизы»: «общественной по критериям (основаниям)», «общественной по основаниям и процедуре», «общественной по процедуре»? В первом случае «общественное» можно трактовать в части определения общественностью оснований (критериев) экспертизы. При этом возможен вариант «общественной экспертизы», в которой в процедуре определения соответствия требованиям (оценка по критериям) участвуют не сами  представители общественности, а независимые от государственных органов (структур) профессиональные эксперты. Другой вариант: квалифицировать процедуры экспертизы как «общественную», исходя из не только из критериев, но и из состава участников: «сами определяем, сами оцениваем». Как относиться к варианту, когда критерии определяются без участия общественности, как, например, в конкурсах школ и учителей в рамках ПНПО или в определенных моделях участия общественности в процедурах лицензирования и аккредитации?  С одной стороны, при таком подходе установленные государством требования (критерии) могут отражать общественный заказ, поскольку ошибочно считать, что требования к качеству, определяемые государством противоречат или игнорируют общественный заказ.  Однако подобный подход вызывает определенное критическое отношение. Оптимально, если предусмотрен, как минимум, механизм согласования данных требований с участием представительского органа общественности, органа государственно-общественного управления.

В некоторых субъектах РФ может быть предусмотрен учет результатов общественной экспертизы при принятии решения о государственной аккредитации, лицензировании, при проведении конкурсов учреждений. Общественная экспертиза в этих случаях может быть составляющей общественно-государственной или государственно-общественной экспертизы.

Требования к деятельности учреждения, критерии экспертизы, процедура ее проведения, порядок использования результатов, состав экспертов оформляются в документе. Это может быть локальный акт образовательного учреждения или нормативный документ муниципального, регионального уровня. Возможен вариант, при котором общественная экспертиза проводится общественной организацией (Фондом, Ассоциацией и т.п.) на основании заявления образовательного учреждения с (как вариант) заключением договора (соглашения) о проведении экспертизы. В таком случае требования к деятельности учреждения, критерии экспертизы, процедура ее проведения, порядок использования результатов оформляются в документе, утверждаемом данной организацией. Конкретный состав участников общественной экспертизы определяется организатором экспертизы – орган государственно-общественного управления (учреждения, муниципального, регионального уровня), общественной организацией. Обучение общественных экспертов – непосредственных участников оценочных процедур, на наш взгляд,  является обязательным в ситуации проведения общественной экспертизы в рамках государственной аккредитации, лицензирования. В таком случае обучение организуется органом, осуществляющим управление в сфере образования – такая практика уже складывается в регионах. В иных случаях оно является желательным.

Результаты экспертизы оформляются в виде заключения органа (совета, комиссии), осуществляющего процедуру экспертизы. Заключение содержит интегрированную оценку деятельности учреждения (или конкретной ее составляющий) экспертами по согласованным критериям, а также может содержать рекомендацию по признанию победителем конкурса, по присвоению определенного статуса, например, «Открытая школа» и т.п..

По итогам  экспертизы может быть выдано свидетельство (сертификат): об успешном прохождении экспертизы, об общественной аккредитации и т.п.

Влияние результатов экспертизы на деятельность школы определяется, прежде всего, статусом конкретной общественной экспертизы. Как  отмечалось выше, в некоторых субъектах РФ может быть предусмотрен учет результатов общественной экспертизы при принятии решения о государственной аккредитации, лицензировании, проведении конкурсного отбора. Соответственно результаты  экспертизы определяют или вносят вклад в определение статуса учреждения, принятия решения о признании победителем конкурса, награждении и т.п.. В другом случае результат экспертизы оказывает непосредственное влияние на имидж образовательного учреждения, способствует росту доверия к нему потребителей, буквально привлекает потребителей (поступление в школу), может стать основанием для спонсорской поддержки, оказания благотворительной помощи.

Задать вопрос

Обновить