Личный кабинет
В чем главное отличие и преимущество модели «управляющего совета» перед существовавшими до того моделями школьного совета, попечительского совета?

Виктор Ильич

Сегодня организационная форма управляющего совета представляет собой, по существу, интегральную модель государственно-общественного управления на уровне образовательного учреждения. Все остальные реализуемые в порядке п.п. 2 и 5 статьи 35 Закона РФ «Об образовании»  организационные формы самоуправления являются в теоретическом плане частыми случаями управляющего совета, а в практическом, организационно-управленческом, плане формами реализации отдельных сторон, свойств, функций и признаков управляющего совета. Например, известный с конца 80-х годов ХХ века совет школы представляет собой коллегиальный орган, который не имеет в обязательном порядке в своем составе кооптированных из «внешкольной» общественности членов, не имеет представителя учредителя и членство в нем не является обязательным для руководителя школы. Если несколько изменить перечень полномочий по управлению образовательным учреждением и способы формирования коллегиального органа образовательного учреждения – получим известную теперь модель наблюдательного совета в автономном учреждении, введенную Федеральным законом «Об автономных учреждениях» № 174-ФЗ.

Если вывести из управляющего совета представителей обучающихся, педагогов и оставить в нем без полномочий по принятию обязательных решений только «внешкольных» попечителей и родителей, оказывающих школе благотворительную помощь – получаем известную форму самоуправления под названием «попечительский совет школы», введенную в практику соответствующими Указом Президента РФ и Постановлением Правительства РФ в 1999 году.

Главное отличие управляющего совета от «совещательных» советов и иных органов самоуправления состоит в том, что его решения по вопросам, отнесенным к его ведению уставом образовательного учреждения, являются правовыми локальным актами образовательного учреждения, часть из них имеет нормативный характер (положения, регламенты и др.). В силу этого все решения управляющего совета в рамках отведенной ему уставом образовательного учреждения компетенции имеют для образовательного учреждения и его руководителя императивный характер.

Именно модель «управляющего совета» позволяет максимально ответственно вовлечь широкие слои «образовательной» общественности (педагогической, родительской, ученической из старшей ступени обучения), а также внешкольной общественности в реальное стратегическое управление школой, соблюдая эффективный и рациональный баланс полномочий между коллегиальным стратегическим управлением и единоличным текущим руководством в образовательном учреждении.

Шимутина Е.Н.

Задать вопрос

Обновить