Старая версия сайта
Личный кабинет

ДОВЕРИЕ (к школе) – это психологическое состояние, при котором семья (родитель) как потребитель образовательных услуг добровольно и осознанно ставит свое личное благополучие и благополучие своего ребенка в зависимость от школы, которой доверяет.

Особое значение доверие приобретает в договорных и коллегиальных отношениях. Здесь имеют место партнерские отношения, которые предусматривают доверие в качестве признания возможности заключения соглашений, выстраивания эффективного взаимодействия. Где нет доверия – там нет партнерства.

Доверие к организации базируется на ее репутации, надежности, открытости, а также на добросовестности, честности и компетентности ее руководителей. В целом основой доверия к школе становится возможность результативного и безопасного взаимодействия с ней.

Доверие к школе двойственным образом влияет на родительскую вовлеченность. С одной стороны, недоверие создает препятствие перед созданием партнерских отношений. С другой стороны – чем больше родители доверяют школе в обучении своих детей, тем меньше они склонны включаться, «вмешиваться» в образовательный процесс.

Частично здесь проявляется не столько доверие школе, сколько желание снять с себя ответственность за образование собственного ребенка, возложив её на педагогов и администрацию образовательной организации.

Подобное перекладывание ответственности в некотором смысле спровоцировано самими образовательными организациями и работающими в них педагогами. Демонстрация ими родителям, социальному окружению собственного «всезнания» и непререкаемой компетентности в сфере обучения приводят к тому, что многие родители с удовольствием отстраняются от образовательного процесса. Для профилактики и преодоления таких ситуаций важно перестроить позицию педагогического коллектива.

В конкретных отношениях с родителями это может выражаться в отказе от назидания и жалоб на «нерадивых» детей и переходу к формату доверительного взаимодействия, приглашения родителей к сотрудничеству в рамках определённых образовательных проектов, где роль социального окружения чётко обозначена и столь же ответственна, как и роль школы.

Доверие можно формировать. Основными механизмами при формировании доверия являются:

–– внимание к интересам каждой семьи (ребенка, родителя), защита их интересов, содействие решению проблем;

–– справедливая и непротиворечивая нормативная база – локальные акты, издаваемые образовательной организацией и ее органами управления с учетом интересов всех участников образовательных отношений;

–– возможность каждого выражать свои интересы и оказывать влияние на принятие решений;

–– добросовестность, честность и компетентность руководителей;

–– четкая обратная связь, открытое и конструктивное реагирование на нее сотрудников школы и ее органов управления;

––устойчивость «правил игры», договорных отношений и партнерских связей;

––надежная репутация и развитая организационная культура организаций.