Старая версия сайта
Личный кабинет

КАЧЕСТВО ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ – стратегически важная область целеполагания в школе и показатель успеха школы, одно из условий высокого уровня качества образования в школе и важная область приложения усилий системы внутришкольного управления.  Качество школьной жизни следует рассматривать как проекцию на школу широко известного и применяемого в социологии понятия «качество жизни», отражающего качественную (и не поддающуюся строгим количественным измерениям и оценкам) сторону удовлетворения разносторонних потребностей людей, и понимать как обобщающий показатель, интегрирующий различные проявления влияния школы на ее учащихся и персонал, удовлетворение их значимых потребностей (влияния учебной и профессиональной деятельности, среды, условий жизнедеятельности, учебы, труда, досуга и т. д).

При этом качество школьной жизни, рассмотренное не на уровне отдельной образовательной организации, а обобщенно (наряду с качеством образования), является важной составной частью общего качества жизни современного человека, семьи, общества в целом. Если потребителями результатов образования школьников, наряду с ними самими, выступают внешние клиенты и заказчики школы, то потребителями качества школьной жизни (и одновременно его создателями) являются прежде всего члены школьного сообщества.

Базовые условия качества школьной жизни (как для школьников, так и для персонала школы) должны создаваться государством и обществом, органами власти и управления. Поскольку в настоящее время по различным объективным и субъективным причинам их возможности и усилия в этом плане явно недостаточны, большая ответственность за создание и поддержание достойного уровня качества школьной жизни и его повышение ложится на администрацию и коллективы школ.

Понятие «качество школьной жизни» является новым понятием, ранее оно не рассматривалось в числе важных показателей жизнедеятельности школы, хотя отдельные составляющие этого понятия учитывались. Включение качества школьной жизни в систему показателей оценки и самооценки деятельности школы является свидетельством повышения внимания к личностным, человеческим факторам жизнедеятельности школы, к «человеческому измерению» школы.

Качество школьной жизни имеет объективную (ее конкретные показатели поддаются объективной оценке, например номенклатура образовательных услуг, количество и характер образовательных траекторий, качество образовательного обслуживания, комфортность условий образовательной среды, состояние школьного здания, инфраструктуры, качество материальной базы, достаточность финансирования, состояние бытового и медицинского обслуживания, возможности для досуга, спортивных занятий, возможности для творчества, исследовательской работы, повышения квалификации и т. д.) и субъективную, связанную с различием конкретных потребностей и ожиданий разных людей и групп в школе (ощущение разными членами школьного сообщества качества своей жизни в школе, субъективное ощущение удовлетворенности качеством школьной жизни, оказывающее сильное влияние на отношение к школе) стороны.

При анализе качества школьной жизни целесообразно выделять качество школьной жизни учащихся и воспитанников (в котором центральное место занимает качество жизни, бытия в образовательном процессе, реальная возможность получения высокого качества образования) и качество школьной жизни работников школы (в котором центральное место занимает качество их профессиональной жизни, карьеры).

Для повышения качества школьной жизни Управляющий совет школы, как и ее руководители, должен включить эту задачу в число своих приоритетов; выявить важнейшие слагаемые ключевые факторы, влияющие на качество школьной жизни, показатели для их оценки; проанализировать с объективной и субъективной сторон достигнутое качество школьной жизни, его проблемы, недостатки и их причины; включить ценности, цели и задачи, связанные с развитием качества школьной жизни в число значимых общешкольных ценностей и целей; побудить коллектив к осуществлению системы мер по улучшению значений основных показателей качества школьной жизни; анализировать и оценивать достигаемые в этой работе промежуточные и основные результаты.