Старая версия сайта
Личный кабинет

КАЧЕСТВО ШКОЛЫ – один из важнейших показателей успешности школы, область стратегического целеполагания в школе, постановки стратегических целей. Качество школы может пониматься как совокупность важнейших востребованных свойств школы как системы.

В основе целеполагания в области качества школы лежит гипотеза, что, если получат развитие такие-то свойства и характеристики школы, это позволит обеспечить и повысить ее общее качество, стратегический потенциал, позволит решить такие-то задачи и добиться таких-то результатов.

Для того чтобы сделать некое свойство школы предметом отдельной стратегической цели в рамках целей по качеству школы, необходимо:

–– обосновать значимость данного свойства и его развития для достижения общих целей школы и повышения ее качества;

–– выявить проблемы и перспективные точки роста, связанные с недостаточной сформированностью или проявленностью этого свойства в данный момент и их причины и ожидаемые улучшения ситуации в будущем;

–– обозначить ожидаемые результаты и эффекты в связи с развитием этого свойства, его влияния на общее качество школы и ее результаты;

–– построить средства и план развития избранного свойства школы.

Среди свойств, обусловливающих приближение школы к современному качеству школы и поэтому требующих развития, можно обозначить, в частности:

–– общую стратегическую ориентацию, нацеленность на результаты, успех;

–– «современность», нахождение в трендах развития образования;

–– ценностную ориентированность и целеустремленность;

–– педоцентрическую ориентацию, направленность на обеспечение развития личности и индивидуальности ребенка;

–– образовательную (дидактическую, воспитательную, развивающую, оздоровительную) компетентность;

–– разнообразие, доступность и качество предоставляемых образовательных услуг;

–– адаптивность;

–– безопасность;

–– богатство, разнообразие и комфортность образовательной среды;

–– наличие условий для развертывания широкого разнообразия деятельности, общения, отношений школьников, становления их продуктивного для развития личности опыта;

–– социальную активность и отзывчивость школы, включенность в жизнь страны и местного сообщества;

–– информационную прозрачность и открытость школы;

–– способности к развитию и саморазвитию, инновациям;

–– развитость самосознания, рефлексии, инновационных процессов;

–– креативность и «стильность» школы;

–– конкурентоспособность;

–– готовность к кооперации и социальному партнерству;

–– богатство социальных связей;

–– инвестиционную привлекательность и экономическую эффективность;

–– оптимальную степень автономии и самостоятельности;

–– нацеленность на обеспечение высокого качества жизни членов сообщества и др.

Рассмотрение каждого из таких качеств как составляющей стратегических целей школы в области качества школа порождает действия по их развитию с фиксацией достигаемого при этом прогресса, что требует обозначения определенных количественных и качественных показателей, позволяющих нагляднее увидеть такой прогресс (или его отсутствие).

Подобный подход можно рекомендовать и по отношению к качеству различных составляющих школы как целого, а именно:

• качеству образовательной системы, образовательных процессов;

• к качеству среды;

• к качеству школьного уклада жизни;

• к качеству школьного сообщества;

• к качеству обеспечивающей подсистемы школы, процессов обеспечения школы ресурсами;

• к качеству управляющей системы школы, качеству процессов управления;

• к качеству инновационной подсистемы школы, инновационной деятельности и т.д.