Старая версия сайта
Личный кабинет

ОБУЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ – важнейшее средство и условие поддержания и развития компетентности общественных управляющих, формирование их готовности к продуктивной и эффективной работе в органах коллегиального управления.

Значимость организации специального обучения общественных управляющих была своевременно осознана организаторами эксперимента по внедрению Управляющего совета в школах РФ, стартовавшего по распоряжению Минобрнауки РФ в 2004 г., что привело к разработке первых образовательных программ для обучения общественных управляющих, пособий для школьных управляющих и организаторов обучения общественных управляющих, а затем и к практической апробации новых программ в ходе обучения членов Управляющих советов. Наличие подготовленных и «обкатанных» в практике образовательных программ и специальных пособий помогло в годы реализации региональных комплексных проектов модернизации образования (2007–2009 гг.) запустить процессы массового обучения общественных управляющих во многих субъектах РФ.

Право на обучение (подготовку) к работе в органах коллегиального управления и порядок организации обучения общественных управляющих получили законодательную регламентацию в законах ряда субъектов РФ.

Организация обучения общественных управляющих требует решения ряда задач: выявление потребностей общественных управляющих в содержании и формах обучения; разработка, актуализация и сертификация (или иная процедура легитимации) образовательных программ; позиционирование таких программ как дополнительных образовательных программ (подвид дополнительного образования – образование детей и взрослых согласно пункту 6 статьи 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»); разработка и тиражирование пособий для обучения и учебных материалов к ним; подготовка преподавателей и тьюторов; поиск источников финансирования обучения общественных управляющих.

К числу важнейших особенностей, которые требуют учета при обучении общественных управляющих, относятся:

1) Отсутствие у новых управляющих (в большинстве случаев) представлений и знаний об устройстве, задачах и условиях жизнедеятельности современной школы и системе управления ею.

2) Ограниченный бюджет времени на обучение в качестве общественных управляющих (большинство общественных управляющих значительное время отдают своей основной работе, а практика отрыва «от производства» для такого обучения пока не сложилась, не имеет прецедентов и ясных правовых оснований).

3) Различный образовательный уровень и опыт обучающихся, в ряде случаев создающий препятствия для обучения в классических академических формах.

4) Проблематичность переноса на обучение общественных управляющих вполне привычных и традиционных для сферы образования подходов к повышению профессиональной квалификации работников этой сферы (зачастую – в специальных образовательных структурах типа ИПК или ИУУ, с отрывом от производства, в форме классического учебного процесса).

Взятые в своей совокупности перечисленные особенности заставляют серьезно задуматься о поиске гибких и нестандартных форм организации обучения общественных управляющих, в том числе использования деловых игр, электронного обучения (дистанционных технологий), технологий тьюторского сопровождения.

Особенно актуальным становится дополнение традиционного «знаниевого» понимания образовательной (учебной) программы как систематизированного перечня блоков учебного материала, подлежащего усвоению для достижения поставленных программных целей, деятельностным пониманием, при котором программа рассматривается как совокупность последовательных умственных и практических действий, осуществляемых и «проживаемых» обучаемым для решения конкретных учебных и практических задач и проблем.

Особые требования предъявляются к учебным пособиям и материалам для обучения общественных управляющих: эти пособия должны быть написаны доступным языком и включать специальное отобранное содержание.

Издание книжных серий «Школьный управляющий Москвы» и «Библиотека школьного управляющего» является посильным вкладом авторов в организацию обучения общественных управляющих на современном уровне.