Статьи
Перспектива институциональной школьной реформы
снятие кардинального противоречия между ‘образованием на результат’ и господствующей организационно-правовой формой школы.
Надо дать людям определенные полномочия
О школьных перспективах на 2004-2005 учебный год корреспонденту ''Денег'' Наталии Тютюненко рассказал директор московской школы N 1060, член Российского общественного совета развития образования (РОСРО), директор Центра развития школы при ГУ-ВШЭ Анатолий Пинский.
Еще одна степень свободы или как «открыть» образование
Предшествующийэтап образовательной реформыимел свою основув Докладе рабочей группы Госсовета (авг. 2001), которыйзатем былизложен в «Концепции модернизациироссийскогообразования», одобренной Правительством РФ (дек. 2001). Этот этап был необходимым шагомв реформе российского образования, однако теперь он нуждаетсяв развитии и расширении.
Новое образовательное законодательство, или Конец прекрасной эпохи
12-летняя фаза жизни системы образованиязавершена. Начинается кардинально новая. Еслис 1992 г. образованиежило на основе закона «Об образовании», принятого на первойволнероссийских демократических реформ (далее, со всеми последующими изменениями идополнениями, вплотьдо 2003 г., - «закон 1»), то сегодня ее жизнь начнет определяться кардинально новой редакцией этого закона. По сути, можно говорить о новом базовом для системы законе, ибопринятые измененияносят концептуальныйхарактер и ставят систему образования перед лицом совершенно новойситуации. Новаяредакция – фактически, «закон 2» - вытекает из принятого ныне (05.08.2004 принятГосударственной Думой, а 08.08.2004 - одобрен Советом Федерации) федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Быть для министра "Илларионовым"
Для моего отца, блистательного педагога, наукой была конечно же физика. В то время ходила известная поговорка: «Курица не птица, Болгария — не заграница». Отец добавлял: «Педагогика — не наука». Я же увлекся психологией, методологией образования и углубился в эту сферу. Гуманитарные знания, несмотря на раннюю защиту диссертации по физике, для меня оказались более интересными и значимыми, чем физика.
К истории Московской свободной вальдорфской школы
Писать историю Московской вальдорфской школы — дело интересное, трудное и рискованное. Ведь история — это не сводка фактов, данных и тому подобной информации. ХХ век ясно показал иллюзорность методологии исторического позитивизма; история несводима к хронике, она всегда наполнена смыслами, интерпретациями, оценками, и здесь, разумеется, неизбежно возникают проблемы (хотя бы потому, что практически все участники такой «живой истории» актуально живы и здравствуют, каждый из них видел и осмыслял описываемые события со своей позиции и может давать им свои интерпретации и оценки).
"ИГРА"(критико-философский анализ)
За последние десятилетия феномен игры все более широко и интенсивно выступает, во-первых, в роли предмета разных специальных теоретических исследований (искусствоведческих, педагогических, психологических, этнографических и т.д.), во-вторых, в качестве средства и/или формы организации самых разных специальных же практик и техник: психотерапия, спорт, управленческое дело и т.д., в-третьих, и для нас это самое главное, в сфере повседневной, обыденной жизни людей и обыденного сознания.